РУС БЕЛ ENG

Пункт коррекционно-педагогической помощи

Трудный звук – ты мой друг!

 

Автоматизация звуков в речи посредством использования игровых приёмов в домашних условиях.

 

          В результате посещения коррекционных занятий, у детей появляются новые (чистые) звуки в речи. Этот процесс индивидуален и зависит от многих факторов, у одного ребенка дефектное звукопроизношение исправляется быстро, а другому на это потребуется не один месяц кропотливой работы, причем, не только работы дефектолога, но и родителей, учителя класса. Постановкой звука занимается дефектолог. Следующий этап работы – автоматизация звука в слоге, в слове, в речи. Период овладения звуком длится 30—45 и более дней и имеет свои особенности. Сначала новый звук употребляется параллельно со старым, при этом прежний звук употребляется чаще, чем новый. В дальнейшем новый звук начинает употребляться чаще.

          Таким образом, после того, как дефектолог научил ребенка произносить звук,  необходим контроль со стороны взрослых. Чем чаще взрослые будут исправлять неправильное произношение, тем быстрее звук закрепится в речи. Необходимо помнить, что делать это нужно корректно, доброжелательным тоном, чтобы не вызвать у ребёнка негативной реакции.

Помогут автоматизировать поставленный звук специальные игры и упражнения: многократное проговаривание слогов, а затем слов с поставленным звуком, работа с чистоговорками, нахождение слов с нужным звуком, составление словосочетаний и предложений и т. д. Главное добиваться чистого произношения как во время специальных упражнений на занятиях, так и во время игр и в свободной деятельности. И не забывайте хвалить ребенка!                                             

Игра "Найди нужное слово"

Взрослый называет слова, а ребенок должен сказать "ОЙ", если в слове услышит изучаемый звук, о котором договариваются заранее. Игра развивает фонематический слух и приучает ребенка вслушиваться в звучание слов.

Игра "Что я загадал?" Взрослый предлагает отгадать загаданное слово, по словам подсказкам. 

Например: Этот предмет большой, железный, тяжелый, у него есть колеса и руль.

Конечно, ребенок с радостью отгадывает, что это машина, а заодно и произносит слово с определенным звуком, который необходимо автоматизировать. Хитрость заключается в том, что взрослый сознательно загадывает слова с определенным звуком, но не забывает, что звук может быть в начале, середине и конце слова. Для усложнения данной игры- можно предложить ребёнку, при правильном ответе   меняться     ролями.

 

Игра "Чего не стало?"

На столе 4 предмета или игрушки. Дети называют их. Потом один ребенок отворачивается, а в это время добавляется еще один предмет или игрушка. Ребенок поворачивается и называет, что прибавилось. В конце занятия детям предлагают придумать слова со звуком [л]. Примерный перечень картинок для игры: юла, пила, булавка, игла, клоун, волк, белка и др.

Игра "Образуй родственные слова"

Детям предлагают придумать к названным словам родственные. Чулок-чулочек,     чулочная     (фабрика). Глоток-глоточек, глотать,    проглотить,        глотка. Волк-волчий,        волчица,     волчонок,    волчище. Глаз - глазочек, глазик, глазок, глазной.

Игра "Посчитай-ка"

Детям предлагают посчитать предметы с определенным звуком. Например: давай мы посчитаем все машины которые встретятся нам на пути: одна машина, две машины, три машины, четыре машины, пять машин; и т.д.

Игра "Всезнайка"

 Дети должны ответить на вопросы, называя слова, которые начинаются с определенного          звука, например   звука [л]. Как тебя зовут? Где ты живешь? Что ты любишь кушать? Каких ты знаешь животных на звук [л]? Каких ты знаешь рыб на звук [л]? Какие имена девочек (мальчиков) на звук [л] ты знаешь? и т.д.

 

Игра "Кто больше"

Взрослый просит назвать слова, в названии которых имеется определенный звук. Слова называются по очереди, желательно создать для ребёнка ситуацию успеха, показывая, что взрослый затрудняется в придумывании новых слов, что побудит ребенка ему подсказывать. С детьми более старшего возраста игру можно усложнить, ограничивая правилами – например- изучаемый звук стоит только в середине слова, или предметы могут обозначать только живые предметы или только сладкое…

Игра "Один — много"

"Я говорю про один предмет, а ты говоришь про много предметов". Например: бокал — бокалы; пила — ...; пенал — ...; канал — ...; плот — ...; дятел

Игра "Чего много"

"Скажи, чего много?"

 Например: палуба — ..., малыш — ..., шалаш — ..., желудь — ...и др.

Игра "Знаешь ли ты?"

Детям предлагается назвать как можно больше слов со звуком [л] из названной тематической       группы.

Например: Продукты питания — сало, масло, колбаса, халва. Транспорт—теплоход, тепловоз,   велосипед. Овощи — свекла, баклажан и др.

                       Игра "Назови ласково словечко"

 

Предлагается назвать предложенные слова ласково.

Например: вилка - вилочка, палка-..., полка - ..., галка - ..., кулак -кулачок, каблук - ..., балкон - ..., вулкан - ..., колпак - ....

Также для автоматизации звуков можно использовать конструктор Лего.

Можно выстраивать Лего-кнопочки, Лего-дорожки, Лего-заборчик, Лего-ступеньки и др., проходя по которым, ребенок проговаривает речевой материал: слоги, слова.

Мыльные пузыри

 

Вдуваем слово в волшебный пузырь. Ребёнок называет правильно слово и выдувает мыльный пузырь.

Игра «Строим башню»

 

Для ее проведения вам понадобятся кубики.

Цель игры: назвать как можно больше слов на заданный звук. Ребенок называет слова и строит башню, родители могут принять участие в игре и устроить соревнование – «Чья башня окажется выше».

 

Игра «Пушка»

 

После того как башня построена, сминается лист бумаги – это ядро. Взрослый проговаривает слоги, слова, словосочетания и т. д. с заданным звуком, если ребенок проговаривает правильно, взрослый подает команду «ПЛИ», ребенок стреляет в башню. Игра проходит до тех пор пока башня не будет разрушена.

 

Игра «Завяжи столько узелков, сколько слов я скажу со звуком «Р»

Для данной игры вам понадобиться шнурок или бельевая веревка. Вы называете ребенку слова со звуком «Р». Ребенок повторяет предложенные слова и на каждое слово завязывает узел.

 

 

 

Двигательные игры:

по веревочке ходим - приставляем носок ноги к пятке и проговариваем;

кегли – сколько сбили, столько раз произнесли;

разложить цифры от 1 до 10, ребенок шагает на каждую цифру и называет слово в том количестве, какая цифра указана (1 шишка, 2 шишки, 3 шишки, 5 шишек и т. д.);

«Называй и шагай» (ребенок повторяет слог / слово / чистоговорку / предложение, если звук чистый - шаг вперед, если плохой - назад, задача - дойти до противоположной стены);

«У меня нет» – ребенок называет картинку, потом прячем за спину, говорит: "у меня нет (слово в родительном падеже)"

«Подзорная труба». Из втулки от бумажных полотенец сделать что-то вроде подзорной трубы, обклеить цветной бумагой, и далее с ребенком отрабатываем В. п. сущ., с помощью игры. «Что я вижу»: ребёнок смотрит в трубу, взрослый показывает картинки и спрашивает, что ты видишь? Ребёнок отвечает: «я вижу…» можно отработать и слоговую структуру, показывая в трубу картинки. При автоматизации звука [Ж], например, по этой же схеме, вижу жука, вижу лужу и т. д. При автоматизации звука [Л], я увидел стул, я увидел мел и т. д.

А ещё через неё можно переговариваться, взрослый шёпотом произносит слова или предложения, ребёнок слушает через трубочку, затем повторяет громко, что услышал.

Можно использовать различные дорожки и лабиринты. Их можно встретить в детских журналах, в интернете или нарисовать самим. Ребёнку предлагается произносить заданный звук до тех пор, пока он «бежит» по дорожке.

Выше перечисленные игры и приёмы способствуют правильному произношению звуков. Они не требуют много времени и специальной подготовки, но чем чаще мы произносим слова с заданным звуком, тем скорее навыки артикуляции доводятся до автоматизма.

 

                             

 

ЖЕЛАЕМ УСПЕХА!

свернуть

Предупреждение ошибок письма на различных уровнях

 

  1. Предупреждение ошибок письма на уровне буквы.

- Игра «Волшебная буква».

Выкладывание букв из палочек с фиксированием внимания на том, в какую сторону направлена буква, где расположены ее элементы, и в каком количестве. Определение букв, написанных на карточках, где представлены как правильные, так и ложные (зеркальные) буквы. Ощупывание картонных букв с закрытыми глазами. Найти недостающие элементы буквы. Для этого обращаются к игре «Буква сломалась». Обведение букв по трафарету, шаблону, выкладывание контура буквы семечками, ниточками, проволокой. Эти задания помогают, как следует запомнить образ буквы.

-  Игра «На что похожа буква?»

А — антенна, телеграфный столб, стремянка; У — уши, сучок, вешалка.

- Определение буквы, «написанной» на спине, на ладони (пальцем по коже медленно проводится контур буквы), в воздухе.

- Поиск букв, наложенных друг на друга (одна на фоне другой).

- Придумывание слов на данную букву в определенной позиции: начало, середина, конец.

Реконструирование букв. Например, из буквы П можно сделать букву Н, передвинув одну палочку. Определение букв, которые можно выложить из трех (И, А, П, Н, С, К) и из двух (Т, Г, Х) палочек.

 

  1. Предупреждение ошибок письма на уровне слога.

-  Игра «Живые буквы». Детям выдаются буквы. Нужно найти себе пару так, чтобы получился слог.

-  Составление слога по картинкам с выделением первых звуков, последних, вторых от начала слова, вторых от конца и т.д. Например, даны картинки, на которых изображены «улитка, муравей». Составим слог по первым звукам: УМ.

- Придумываем слова с данным слогом: УМный, УМник, УМница.

- Поменяем картинки местами и выясним, какой теперь получился слог?

Увидели — МУ. Вспомним слова с этим словом:

МУка, МУха, МУзей, МУсор — в начале слова.

эМУ, почеМУ, панаМУ (взял) — в конце слова.

заМУтить, заМУчить, приМУла — в середине слова.

 

 

 

  1. Предупреждение ошибок письма на уровне слова.

Заучивание считалок. На письме все слова пишутся отдельно, поэтому детям предлагается учить считалку, взмахом руки отграничивая каждое слово. Особое внимание уделяется предлогам, союзам, для того чтобы дети запомнили, что это отдельные слова и не соединяли их с другими.                                                                                                                       - Игра «Слово рассыпалось». 

Составление из данных букв слова.                                          

Например, М. Т. С. О — мост; Ы, 3, Б, У — зубы.

- Игра «Потерялась буква». 

Например, даются следующие сочетания: ДУ.     Д . М

Какое получится слово, если вставить буквы?  ДУ. — дуб, дух, душ;

Д . М — дым, дом, дам, дум.

-  Игра «Кто быстрее, кто больше?».

Из каждой буквы данного слова придумать другие слова.

Например, сироп: соль — сахар; ирис — игра; рак — роль; озеро — ослик; парк — пыль.

 

  1. Предупреждение ошибок письма на уровне словосочетания.

— Сочетание существительных с прилагательными.

а) Подбор как можно большего количества слов к предлагаемому: Какой?, Какая?, Какие?, Чей?, Чья?, Чье?, Чьи? Например, яблоко (какое?) — сочное, спелое, вкусное, зеленое, ароматное.

б) Подбор существительного к данному прилагательному. О чем можно сказать: теплый, теплая, теплое? Например, теплый — день, вечер, пирог, чай, свитер.

в) Соединение стрелками слов, чтобы получилось верное словосочетание. Например, зеленый лист, зеленое платье, зеленые лужайки.

г) Предъявление детям неверно составленных словосочетаний. Игра типа «Помоги Незнайке исправить ошибку». Например, длинная вечер (длинный), черный крылья (черные).

— Сочетание существительных с глаголами.

а) Подбор как можно большего количества к данному слову. Например, Что можно сделать с яблоком? Сорвать, купить, съесть, помыть и т.д.

б) Подбор существительного к данному глаголу с предлогом. Например, Прийти к … (дому, отцу, решению); уйти от… (дедушки, дома, проблемы).

— Сочетание существительных с числительными.

При выполнении такого задания успехом у детей пользуются игры типа “Дразнилки». Детям даются карточки, на которых изображены картинки с определенным количеством предметов; при этом дети проговаривают: “У меня два конверта, а у тебя нет двух конвертов», “У меня пять лимонов, а у тебя нет ни одного лимона».

 

  1. Предупреждение ошибок письма на уровне предложения.    

— Составление предложений по схемам:

______. Зима.  ______ ______. Наступила зима.

______ ______ ______. Наступила холодная зима.

______ ______ ______ ______. Наступила холодная вьюжная зима.

Дается также и обратное задание: составление схем к данным предложениям.

а) Пропуск предлогов: Мы гуляли… лесу. Кошка сидит… окне.

б) Пропуск существительных: Яблоки растут на…

в) Пропуск прилагательных: Летом листья клена зеленые, а осенью…

г) Пропуск наречий: Скажу я слово высоко, а ты ответишь… (низко). Скажу я слово далеко, а ты ответишь… (близко).

д) Пропуск глаголов: Саша… машину. Папа… из машины.

— Выделение границ предложений в тексте.

Предлагается детям хлопнуть в ладоши, когда, по их мнению, смысловая фраза закончилась. При этом, взрослый монотонно читает фразы.

Актуальность профилактики дисграфии и дислексии у детей с нарушениями речи состоит в целенаправленной коррекции речевого и психического развития, обеспечение готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом, предупреждение вторичных отклонений в развитии ребенка. В связи с этим логопедическая работа по профилактики дисграфий должна быть направлена на формирование как речевых, так и неречевых психических функций, и процессов, обуславливающих нормальный процесс овладения письмом.

 

свернуть

Практическое использование эффективных методов и приемов обучения при коррекции дисграфии и дислексии

 

 

В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. По оценкам психологов, на успеваемость влияют более 200 факторов. Самый главный из них – овладение навыком чтения. Проблема нарушений чтения – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку чтение из цели превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Более половины (55,5%) детей старшего дошкольного возраста не готовы к началу школьного обучения и, следовательно, заранее обречены на неуспеваемость по русскому языку. Психологами и педагогами выявлена закономерность: если ребенок к концу первого класса бегло читает, то он успевает по всем предметам, и наоборот. Скорость чтения у отстающих, неуспевающих детей гораздо ниже нормы, а это вызывает негативное отношение к самому процессу чтения, так как информация плохо усваивается и чтение, как правило, становится механическим, без понимания материала. Таким детям трудно овладевать учебной программой по всем предметам, особенно по русскому языку.

Как известно, любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Поэтому необходимость проведения профилактической работы по предупреждению ошибок чтения и письма с дошкольниками очевидна сегодня для всех.

Система работы по предупреждению нарушений чтения складывается из нескольких направлений:

– развитие глазодвигательного анализатора;

– совершенствование зрительно-пространственного восприятия;

– развитие слухового восприятия;

– и работа над техникой чтения.

Работа по предупреждению специфических ошибок чтения должна проводиться с детьми 5-7-летнего возраста как с различной речевой патологией, так и без нее.

Ранняя диагностика, прогнозирование школьных проблем и коррекция трудностей – залог успешного обучения детей в школе.

Итак, проблемная задача: эффективное обучение чтению, повышение скорости чтения, эффективная коррекция нарушения процесса чтения.

В план работы по профилактике дислексии с младшими  школьниками и в план по обучению грамоте дошколят кроме традиционно используемых методик целесообразно включать новые методы эффективного обучения С.Г. Зотова. Вновь применяемые средства оказывают влияние не только на скорость чтения, но и положительно повлияли на процессы, которые являются базисом: внимание, восприятие, зрительная память, скорость скольжения взгляда по строке, объем зрительной памяти, умение сосредоточиться на поставленной задаче.

Основные пути повышения эффективности при обучении чтению и преодолении дислексии:

1) Самое главное – замотивировать ребенка таким образом, чтобы ему самому захотелось улучшить свой результат. С этой целью используются контрольные замеры с указанием времени и построение графика после прохождения очередного этапа. Тогда становятся наглядно видными результаты на каждом этапе.

2) Развитие глазодвигательного анализатора (серия специальных упражнений на слежение, вычленение заданной формы, движение в заданном направлении (слева направо) через упражнения: «Ноты», «Кольца», таблицы Шультэ, лабиринты).

3) Развитие зрительного восприятия через упражнения, направленные на сокращение времени для запоминания образов: «Прятки», «Титры», «Лифт», «Окошечки».

4) Использование слоговых таблиц (слоги и набор букв в виде слов, чтобы избежать «угадывания» знакомых слов).

5) Использование специальных символов-помощников для слитного чтения и изолированного чтения букв (по Калининой И.Л.).

6) Постепенное нарастание объема для воспроизведения прочитанного по памяти.

В результате целенаправленных упражнений у детей:

– повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие – дети учатся видеть, слышать, рассуждать;

– увеличивается объем оперативной памяти, а следовательно и запоминаемого материала, пробуждается интерес к процессу чтения, снимается эмоциональное напряжение и тревожность, формируется правильное, осмысленное чтение;

– развивается способность к переносу полученных навыков на незнакомый материал.

Таким образом, применение на практике эффективных методик ведет к реальному результату: процессы обучения чтению и профилактике нарушений чтения становятся более эффективными и результативными. Коррекция дислексии заключается в специально разработанных упражнениях, которые восстанавливают устную и письменную речь постепенно. При работе с ребенком не стоит нагружать его большим потоком информации, ведь усвоить все и сразу у него не получиться.

Наиболее эффективны следующие упражнения:

- Тренировка моторики пальцев с помощью мячика с шипами (на каждый слог предлагайте малышу сжимать мяч пальцами, особенно большим и мизинцем).

- Чтение слов наоборот.

- Разучивание запоминалок («Самолеты взлетают: у-у-у. Машины едут: ж-

ж-ж. Лошадки поскакали: цок-цок-цок. Рядом ползёт змея: ш-ш-ш. Муха

бьется в стекло: з-з-з-з»).

- Медленное произношение чистоговорок («ра-ра-ра – начинается игра, ры-ры-ры – у нас в руках шары, ру-ру-ру – бью рукою по шару»).

- Заучивание скороговорок («Водовоз вёз воду из-под водопада». «Говори, говори, да не заговаривайся». «На горе гогочут гуси, под горой огонь горит». «Наш голова вашего голову головой переголовит, перевыголовит». «Наш дуда и туда и сюда»).

- Чтение 15 согласных на выдохе, постепенно добавление в ряд по одной гласной (КВМСПЛБШГРДБЛСТ, ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ).

- «Буксир». Взрослый читает «про себя»и водит пальцем по тексту, задача ребёнка – читать по этой указке, но вслух.

- «В унисон». Это вариант предыдущего упражнения, только взрослый и малыш должны оба читать вслух.

- «Повтор». Предложите ребёнку прочитать текст за 1 минуту и отметить, до какого слова он дочитал, а затем пусть малыш повторит этот же отрывок за такое же время – он наверняка прочтёт на пару слов больше! В этом упражнении главное не перестараться – более трёх раз читать не стоит, и не забудьте похвалить ребёнка даже за небольшой прогресс.

- «Засечка». По команде ребёнок начинает читать текст вслух, держа руки на коленях. По команде «засечка» маленький читатель закрывает глаза, поднимает голову, оставляя руки на коленях. Через минуту ему нужно глазками отыскать то место в книге, на котором он остановился.

- «Молния». Суть упражнения заключается в чередовании чтения вслух,  про себя, в быстром и медленном темпе, с выражением и без за определённое время (начинаем с 20 секунд, заканчиваем 2 минутами).

- «Спринтеры». Эта игра отлично подходит для группы детишек. По команде ребята начинают читать одновременно вслух, а затем на слово «стоп» они пальчиками указывают то место, на котором остановились.

- «Исправь ошибки». Предложите в известных ребёнку крылатых выражениях исправить ошибки («На безрыбье и Бак – рыба». «Под лежачий камень Мода не течёт»).

- «Запиши слова». Напишите малышу 6 слогов и предложите записать 5 слов, которые спрятались в них (ла-па-ра-но-ша-лун).

- «Найди имя». В ряду букв ребёнку нужно отыскать имя (ОНМАКНГТАНЯ)

или название животного (ЯЧСМЕДВЕДЬ).

- «Одинаковые слова». В ряду слов попросите ребёнка найти такие, которые слева направо и справа налево читаются одинаково.

- «Вычёркиваем повторы». Напишите буквы, предложите ребёнку вычеркнуть те, которые повторяются 2 раза.

Упражнение «Корректурная проба».

Каждый день в течение 5 минут предоставляйте ребенку любой текст и попросите его зачеркивать в нем названные вами буквы. Сначала согласные «а, о,  и т. д.». Затем и согласные. Когда ребенок сможет отчетливо зачеркивать нужные буквы, усложните задание и предложите гласные буквы обводить кружочком (назовите любую), а согласные – подчеркивать. Например, обведи все «о» в кружочек, а все «в» подчеркни. Ориентируйтесь на те согласные и гласные буквы, которые ребенку даются сложнее всего.

Это упражнение позволит малышу запоминать буквы и убережет его от ошибок в чтении и написании в будущем. Заниматься следует каждый день в течение 2 месяцев.

Упражнение «Колечко».

Эта развивающая игра поможет развить мелкую моторику, память, внимание речь и устраняет признаки дислексии. Покажите малышу следующее действие: поочередно перебирайте пальцами рук, замыкая каждый палец в колечко с большим пальцем. Начинайте от указательного, заканчивая мизинцем. Затем начините обратный отсчет. Сначала упражнение выполняется одной рукой, а затем двумя.

Заниматься с ребенком нужно 10-15 минут утром и днем на протяжении двух месяцев.

Упражнение «Зеркальное рисование».

Это упражнение активно воздействует на мозг, улучшая его работу в целом. Положите перед ребенком чистый лист бумаги. Дайте ему любимые фломастеры или карандаши. Начните рисовать обеими руками зеркально-симметричные рисунки или буквы. Сначала беритесь рисовать вместе с малышом, чтобы он понял принцип упражнения, а затем пусть он самостоятельно попробует что-нибудь изобразить.

Упражнение нужно делать ежедневно, не пропуская ни одного дня.

Игры для профилактики  дислексии.

  1. Предложите ребенку такую игру: напишите легкое предложение, чтобы каждое слово у вас было написано на разных карточках. Озвучьте ребенку предложение и попросите, чтобы он его составил из имеющихся слов.
  2. Также можно использовать методику «Пишем вслух». Продиктуйте ребенку маленький отрывок из его любимой сказки и наблюдайте за тем, как он будет писать. Главное, чтобы текст, который вы ему будете диктовать, нравился малышу.
  3. Для развития фонетических способностей поиграйте с ребенком в игру «Найди слово». Вы должны подготовить разные картинки и подписать их с тыльной стороны. Называя слово, ребенок должен найти соответствующую картинку. Например, дерево или солнце. Также можно собирать слоги. Напишите названия животных по слогам и попросите кроху сложить слова. Например, «со-ва» или «со-ба-ка».

Такими играми вы научите ребенка не только грамотно читать, но и

писать, ведь зрительная память детей очень развита, поэтому им легче

запоминать все «на глаз», так сказать

 

 

свернуть

Подборка игр и упражнений по коррекции дислексии

 

Упражнение №1. «Дополни предложение».

Добавляя по одному слову, составить предложения по картинке. Обязательно следите за тем, чтобы ребенок соблюдал порядок слов.

Картинка к упражнению

 ЛЕНА КАТАЕТСЯ.

____  _____ на ________

____ _____ на____ с____.

_____ _____ на___ с ____ ____.

 

Игра-упражнение №2. «Морской бой».

 Работаем над ориентацией на плоскости, совершенствуем слоговой анализ и синтез, формируем активный и пассивный словарь учащихся.

Детям предлагается игровое поле, на котором изображены корабли с написанными на них слогами: учитель/родитель называет место на поле, а дети отыскивают его и называют написанный на нем слог.

Если корабли называются в определенной последовательности, то из слогов можно составить слова. Для этого названные слоги выписывают, а потом синтезируются.

 

 

Речевой материал:

Логопед/родитель:                дети:

Е-1, Д-7, А-9                   ТАН, КА, ПИ = КАПИТАН

Е-8, Ж-4                          СКОЙ, МОР = МОРСКОЙ

В-8                                  ПОРТ

Б-4, К-7                          РЕГ, БЕ = БЕРЕГ

К-5, А-7                          ЯК, МА = МАЯК

З-5, А-1                          ПРО, ЛИВ = ПРОЛИВ

Ж-7, Г-2, З-3                  РАБ, КО, ЛИ- КОРАБЛИ

Ж-10, И-3                       РОД, ГО- ГОРОД

И-8, Д-3                          СИР, БУК- БУКСИР

Е-5, Б-6,                          БУХ, ТА- БУХТА

Г-10, Б-2                         РОМ, ПА- ПАРОМ

И-6, Д-9                          ШТУР, ВАЛ- ШТУРВАЛ

 

Игровое поле

 

 

Упражнение №3. Работа со слоговыми таблицами.

На занятии в случайном порядке учитель называет слоги таблицей и предлагает детям отыскать соответствующий слог и прочитать их. При выполнении этого задания учащимся ненужно раскладывать слоги на буквы, так как, произнесенные взрослым слоги дети запоминают целиком.

Используя данные таблицы можно предложить детям следующие задания:

  1. Прочитать слоги которые начинаются с гласной буквы, с согласной буквы;
  2. Найти и прочитать слоги в которых есть мягкие согласные;
  3. Прочитать слог, в котором есть заданная буква, например, буква А или Ш;
  4. Прочитать 1, 7, 5 строчку или столбик;
  5. Найти, прочитать заданный слог и придумать с ним слово и т.д.

Так же можно осуществлять чтение в разных направлениях: в горизонтальном, в вертикальном и по спирали.

 

 

Сг-гс

Мы

от

до

Сю

Ик

Ну

ве

Ах

Уф

Ёш

Ро

Ба

Лё

Га

Зя

эс

сгс

Пот

сыр

Кав

лый

Дол

Жив

Рук

Чан

Вон

Тёс

ЗИЛ

Шин

риж

Дей

под

Так

Ссг- гсс

Бра

ичр

Арс

для

Сту

Пре

Чту

Евн

Кча

Шки

Явн

Вре

гти

Язг

трю

Овт

      Слоговые таблицы можно использовать и по другому. Детям предлагаются таблицы и состоящие из слогов, входящих в таблицу: учитель называет слово, а учащиеся отыскивают в таблицах слоги из которых состоит это слово. Можно предложить детям маркировку слова определенным цветом, например: в слоге слова «коза» закрасить красным цветом, а «лужа»- зеленым и т.д.

    Подобные упражнения дают хороший результат при регулярном систематическом применении, по этому тренировочные упражнения следует выполнять не только в школе, но и дома под контролем родителей.

      Ежедневно школьники непроизвольно запоминают слоги, входящие в них, поэтому материал и задания должны систематически меняться.

 

 

 

БУК

КА

ДВО

СЛО

МА

БА

КИ

МО

ЛАН

ГИ

НОЧ

ЦА

СЫ

ЗИН

СО

ВИЛ

КУ

КРЫ

РИ

СА

ДЫ

ВЫ

КРУ

БРЮ

ГИ

НЫ

РЫ

ЗИ

СА

КА

ЗЫ

КИ

ПО

ГА

РО

ШИ

БУКВЫ СЛОНЫ

 

КУРИЦА МАГАЗИН

ЗИМА МОРОЗЫ

СОБАКА САПОГИ

ВИЛКА КРЫСЫ

САНОЧКИ КРУГИ

ДВОРЫ БРЮКИ

ЛАНДЫШИ

Упражнение №4. Чтение слов разной слоговой структуры или игра «ЛЕСЕНКА».

 АМ

САМ

СВОЙ

ВЫБОР

ВОСЕМЬ

ДЕВУШКА

КАЧЕСТВО

СТРОИТЕЛЬ

ОГРАБЛЕНИЕ

КРАЕВЕДЕНИЕ

  1. прочти спускаясь сверху вниз, входящие в неё слова.

2.если встретил непонятное слово, остановись, узнай значение этого слова

3.если встретил слово, которое тебе трудно прочитать целиком, остановись и подели его на слоги.

  1. найди «ХИТРЫЕ» буквы и подчеркни их.
  2. теперь прочитай «ЛЕСЕНКУ» снизу вверх.
  3. прочитай слова соответствующие определенной слоговой структуре. Например: согласный + согласный + согласный + гласный.

7.прочтаить слова с ударением на первом слоге, втором, третьем.

 

Упражнение №5. Чтение однокоренных слов.

Дает возможность детям не только совершенствовать навык чтения, но и восполнять пробелы в развитии лексического запаса слов. Для разнообразия это задание можно выполнять с раздаточным материалом., состоящим из набора слов с похожим звучанием. Детям предлагают карточки со словами, их необходимо разложить на два столбика по смыслу.

ГОРА ГОРЕ

ГОРКА ГОРЬКО

ГОРНЫЙ ГОРЮШКО

ГОРУШКА ГОРЕВАТЬ

ГОРИСТЫЙ ГОРЕМЫЧНЫЙ

ПРИГОРОК ПРИГОРЮНИЛСЯ

Упражнение №6

Помоги ёжику и белочке собрать грибы и ягоды. Обведи предметы, на которых написаны слоги типа ССГ синим цветом, а слоги типа ГСС – красным.

 

 

Упражнение №7. Для закрепления слогового анализа и анализа слов.

Доберись до острова сокровищ.

Составь слова и закрась их соответствующими цветами. Речевой материал: материк, острова, океан, экватор, рифы, скалы, пещера, пираты, джунгли.

Составь слова и соедини их с картинками.

 

 

 

 

Упражнение №8.

Соедини слоги и прочитай сначала названия фруктов, а потом овощей.

ДЫ

 

ОГУ

 

НЯ

 

РЕЦ

 

БА

 

ША

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НАН

 

ГРУ

 

ВА

 

МОН

 

СЛИ

 

ЛИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НЯ

 

ВА

 

ТЫК

 

ВИШ

 

ПА

 

РЕ

 

 Прочитай слоги и составь из них слова, соединив слоги стрелочкой.

ФАН

ПОТ

ФЛА

ЗАК

КАП

МАН

РЮК

КАН

КАР

ТОР

ГОР

ТУК

ДОК

ЖОК

ФАР

ШОК

БАЛ

КОН

КОМ

ТИК

 

Цель: закрепление понятия гласные и согласные (твердые и мягкие) звуки и буквы, навыков звуко-буквенного анализа и синтеза; развитие самоконтроля.

Внимательно рассмотри картинки и схемы. Подбери картинки к схемам и докажи, что ты правильно выполнил задание.

 

Прочитай внимательно слова и объясни их значение. Вставь в эти слова согласную букву Л. Как изменилось значение слов?

СОН

 

ГАЗ

 

КУБ

 

КОК

 

ПОТ

 

СОВА

 

Пройди лабиринт, собрав все буквы. Какие слова у тебя получились? Запиши эти слова в тетрадь, поставь ударение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

свернуть

График проведения консультаций учителя-дефектолога пункта коррекционно-педагогической помощи на 1-е полугодие 2023/2024 учебный год

 

 

День недели

Время начала и окончания консультации

Группа лиц,

для которых проводится консультация

Второй понедельник

  месяца

10.45- 11.15

Консультации по запросу педагогов, учащихся  и законных представителей

Четвёртая пятница месяца

11.00- 11.30

Плановые консультации для педагогов и законных представителей учащихся

 

 

 

 

Учитель-дефектолог     И.В.Васильева

свернуть

План проведения  консультаций учителя-дефектолога в ПКПП ГУО «Средняя школа № 17 г. Орши» в 2023/2024 учебном году

 

Дата

проведения

Тема

консультации

Для кого консультация

Вторая  среда месяца

09.10/13.11/11.12/

08.01/12.02/11.03/

08.04/13.05

 

По запросу

11.09.2023 «Организация дефектологической помощи в учреждении образования».

 

 

По запросу

педагогов, учащихся  и законных представителей

 

22.09.2023 г.

 

 «Какие проблемы решает дефектолог? Характеристика речевых расстройств и основные направления работы учителя- дефектолога».

 

Для законных представителей

учащихся 1-ых классов

 

27.10.2023

Беседа: «Недостатки речи сегодня- трудности в обучении завтра».

 

Для педагогов

1-3 классов

 

24.11.2023

Тренинг: «Трудный звук- ты мой друг! Автоматизация у детей поставленных звуков в речи».

 

Для законных представителей

учащихся 1-ых классов

 

22.12.2023 г.

 

Практикум :«Виды дисграфий.  Задания направленные на их коррекцию».

 

Для педагогов 2-3 классов

 

26.01.2024 г.

 

Круглый стол: «Чтение- основа учения. Советы родителям для развития интереса к чтению».

 

Для законных представителей

учащихся

 

23.02.2024 г.

 

 Круглый стол: «Речевая разминка на уроках литературного чтения».

 

Для педагогов

 

22.03.2024 г.

 

Информационный лист: «Психолого-медико педагогическая комиссия. Что это такое и как подготовить ребёнка?»

Для законных представителей

учащихся

 

26.04.2024 г.

 

Из опыта работы: «Влияние  нейроупражнений на усвоение учебного материала».

 

Для педагогов

 

24.05.2024 г.

 

Круглый стол: «В школу с правильной и красивой речью».

 

Для родителей детей, посещающих занятия «Умняша» (подготовка к школе)

 

Каждый второй  вторник месяца10.45-11.15– консультации по запросу педагогов, учащихся  и законных представителей.

            Каждую четвёртую пятницу месяца 11.15-11.45- плановые консультации для педагогов и законных представителей учащихся.

 

 

 

 

Учитель – дефектолог          И.В. Васильева

 

 

 

свернуть