РУС БЕЛ ENG

Советы психолога

Памятка о половой неприкосновенности

Защитим детей и подростков от насилия и посягательства на половую неприкосновенность. Памятка для педагогов и родителей. Уважаемый взрослый! Эта памятка предназначена для Вас, так как, находясь рядом с ребенком или подростком, Вы можете помочь предотвратить насилие и посягательства их на половую неприкосновенность. Избежать насилия можно, но для этого помогите ребенку усвоить "Правило пяти "нельзя": - Нельзя разговаривать с незнакомцами на улице и впускать их в дом. - Нельзя заходить с ними вместе в подъезд и лифт. - Нельзя садиться в чужую машину. - Нельзя принимать от незнакомых людей подарки и соглашаться на их предложение пойти к ним домой или еще куда-либо. - Нельзя задерживаться на улице одному, особенно с наступлением темноты. Научите ребенка всегда отвечать "Нет!": - Если ему предлагают зайти в гости или подвезти до дома, пусть даже это соседи. - Если за ним в школу или детский сад пришел посторонний, а родители не предупреждали его об этом заранее. - Если в отсутствие родителей пришел незнакомый (малознакомый) человек и просит впустить его в квартиру. - Если незнакомец угощает чем-нибудь с целью познакомиться и провести с тобой время. Как понять, что ребенок или подросток подвергался сексуальному насилию? - вялость, апатия, пренебрежение к своему внешнему виду; - постоянное чувство одиночества, бесполезности, грусти, общее снижение настроения; - уход от контактов, изоляция от друзей и близких; - или поиск контакта с целью найти сочувствие и понимание; - нарушение умственных процессов (мышления, восприятия, памяти, внимания), снижение качества выполняемой учебной работы; - отсутствие целей и планов на будущее; - чувство мотивированной или немотивированной тревожности, страха, отчаяния; - пессимистическая оценка своих достижений; - неуверенность в себе, снижение самооценки. Перечисленные проблемы могут появиться в школе, дома, либо в любой знакомой обстановке, когда ребенок или подросток видит или слышит о насилии, и определяются педагогом/родителем методом наблюдения за ребенком и личной беседы с ним. Поддержите ребенка или подростка в трудной ситуации: - Исцеление начинается с общения. Заботливый взрослый - самый лучший фактор, который поможет ребенку чувствовать себя в безопасности. - Разрешите ребенку рассказывать. Это помогает сказать о жестокости в их жизни взрослому, которому дети доверяют. - Дайте простое и ясное объяснение страшным происшествиям. Малыши чувствуют иначе, чем взрослые. Они не понимают истинных причин жестокости и часто обвиняют себя. - Формируйте самооценку детей. Дети, живущие в атмосфере насилия, нуждаются в ежедневном напоминании, что они любимы, умны и важны. - Обучайте альтернативе жестокости. Помогите детям решать проблемы и не играть в жестокие игры. - Решайте все проблемы без жестокости, проявляя уважение к детям.

свернуть

Психологические особенности одаренных детей и стратегии их обучения

Одаренный ребенок. Что с ним делать?

Подготовила: педагог-психолог Козьмина Н.В.

 

       Какими же должны быть основания, чтобы ребенок считался одаренным? На мой взгляд, ответ не так прост, как кажется. Я считаю, что все дети талантливы. Каждый человек по-своему одарен. Однако наши ученые все же вывели определение данному понятию, и так:

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельностисти". Важно отметить, что Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха.

- дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта (интеллектуальная одаренность); - дети с высоким уровнем творческих способностей (творческая одаренность); - дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты и др.); эту категорию детей чаще называют талантливыми; - дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность).

        Чтобы обнаружить одаренного ребенка, не обязательно использовать специальные психодиагностические методы. Достаточно уметь наблюдать, беседовать, анализировать увиденное и услышанное.

        Человек не рождается с готовыми способностями. Врожденными являются лишь задатки, т.е. анатомо-физиологические предпосылки формирования способностей. На их основе под влиянием обучения и воспитания, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром развиваются его способности.

       Но существуют определенные особенности, по которым можно узнать – одарен ребенок или нет. Во-первых, любознательность. Одаренные дети тянутся к знаниям и пытаются как можно больше узнать в той области, которая им наиболее интересна. Во-вторых, высокая концентрация внимания, В-третьих, в большинстве случаев феноменальная память.

        Раннее развитие способностей школьника существенно сказывается на всем стиле его поведения и формировании его личности. Такому ученику нет необходимости полагаться на постороннюю помощь, у него меньше бывает эмоциональных стрессов во время ответов у доски, на контрольных работах и экзаменах. Сравнительная легкость овладения учебным материалом способствует возникновению уверенности в своих силах, и им интересно учиться.

       Многие психологи отмечают ведущую роль родителей в становлении самовосприятия такого ребенка, особенно в ранние годы жизни ребёнка. В соответствии с этим оказание помощи детям дошкольного и младшешкольного возраста, имеющих высокий интеллект, часто требует работы с их родителями. Огромную роль в развитии одаренного ребенка имеет эмоциональный климат семьи. Доверительный стиль детско-родительских отношений, доброжелательная и свободная атмосфера в доме — создают благоприятную психологическую базу для развития творческой личности. Фанатичное же желание родителей развить определенные способности ребенка в ряде случаев имеет и свои отрицательные стороны.     

Вот несколько советов родителям, о том, как правильно вести себя с одаренным ребенком

  • Понять ребенка и осознать его неординарность
  • Не игнорировать всю уникальность его данных
  • Не восторгаться им сверх меры
  • Не превращать всю жизнь ребенка в «скачки» для удовлетворения своих высоких родительских амбиций
  • Не заставлять чрезмерно увлекаться любимым делом и не перезагружать его
  • Создать ребенку атмосферу творчества и не гасить возникший интерес
  • Учить терпению и поощрять за все старания
  • Не возвышать его над остальными детьми в семье

Что делает одаренного ребенка счастливым? Наверное, то же, что делает счастливым всех детей: участие, поддержка, заинтересованность в нем как в личности, возможность  испытания новых чувств и переживаний  по поводу собственной успешности, радость от решенной трудной задачи, возможность ставить цели, достигать их,  и просто  мечтать. Очень важно, чтобы  наше педагогическое сообщество и все, кто причастен к воспитанию и развитию ребенка, смогли бы создать для способного, одаренного, талантливого и любого ребенка именно такое счастливое  для него пространство.

 

 

 

свернуть

Памятка для родителей детей с девиантным поведение

Что же делать родителям с «трудным» поведением своего ребенка?

1. Не злоупотребляйте наказаниями и запретами. Найдите причину плохого поведения,  учитывайте индивидуальность ребенка.

2. Усильте познавательный интерес. Вовлекайте сына или дочь в разные виды деятельности.
            3. Разговаривайте, объясняйте, но не ставьте условий, не требуйте сразу идеального поведения. Комплексно вводите изменения в режим дня, в общество и досуг подростка.
           4. Замечайте даже незначительные изменения в поведении, так как сначала девиантное поведение проявляется эпизодически.

5. Необходимо найти сильные стороны и качества подростка и правильно их использовать и развивать. В ребенка необходимо верить - это главное! Великое значение имеет для трудного подростка испытать счастье, радость от успеха. Это величайший стимул к самосовершенствованию.

Советы о том, чтобы Ваши отношения не зашли в тупик!

1. Цените откровенность детей, искренне интересуйтесь их проблемами.
           2. Общайтесь на равных, тон приказа срабатывает не в Вашу пользу.
           3. Не подшучивайте над детьми, не высмеивайте их чувства. Постарайтесь отнестись к вашим детям с уважением, помните об их ранимости и уязвимости.
           4. Не раздражайтесь и не проявляйте агрессивности, будьте спокойны, сдержанны. Помните, что Ваша грубость вызовет ответную реакцию!

5. Не говорите об объекте увлечения вашего ребенка пренебрежительным тоном, тем самым Вы унизите его самого. Ни в коем случае нельзя грубо и категорично разрывать отношения подростков, ведь они только еще учатся общаться друг с другом и чаще всего даже и не помышляют ни о чем плохом. Пригласите его (ее) подружку (друга) к себе, познакомьтесь - это позволит вам получить объективное, более правдоподобное, а не голословное представление о том, с кем встречается ваш ребенок. Лучше, если вы разрешите им встречаться у себя дома, чтобы им не пришлось искать случайных и сомнительных приютов для свиданий.
Позволь те подростку самостоятельно разобраться в объекте своей привязанности, и если у него наступит разочарование в своих чувствах, пусть оно исходит не от вас, а от него самого. Он почувствует, что способен самостоятельно разбираться в ситуации.
6. Помните, что, с одной стороны, подросток остро нуждается в помощи родителей, сталкиваясь с множеством проблем, а с другой - стремится оградить свой внутренний мир интимных переживаний от бесцеремонного и грубого вторжения, и он имеет на это полное право!

 

Педагог-психолог

свернуть

Профилактика отклоняющегося поведения детей и подростков

Профилактика отклоняющегося поведения детей и подростков

Перемены, происходящие в нашем обществе, сегодня с особой остротой обозначили проблему помощи детям и подросткам с отклоняющимся поведением и разработку действенной системы мер профилактики и реабилитации этой группы молодежи.

Отклоняющимся (девиантным) поведением принято называть социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам.

Отклонения в поведении детей и подростков могут быть обусловлены следующими причинами:

·        социально-педагогической запущенностью, когда дети или подростки ведут себя неправильно в силу своей невоспитанности, сложившихся негативных стереотипов поведения, отсутствия у них необходимых позитивных знаний, умений и навыков;

·        глубоким психологическим дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных отношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, не сложившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе класса, неправильным (несправедливым, грубым) отношением к нему со стороны родителей, учителей, одноклассников;

·        отклонениями в состоянии психологического, физического здоровья и развития, вызванные возрастными кризисами, акцентуациями характера и другими причинами физиологического и психоневрологического характера;

·        отсутствием условий для самовыражения, незанятостью полезными видами деятельности, отсутствием позитивных и значимых социальных и личностных жизненных целей и планов, а также отсутствием конструктивного досуга;

·        безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией, смешением социальных и личностных ценностей с позитивных на негативные.

Активно использующиеся способы профилактики девиантного поведения:

1.     Правильная организация досуга. Родители должны позаботиться о том, чтобы у ребенка не было большого количества свободного времени. Именно из-за безделья подростки начинают находить для себя варианты коротания свободного времени. Для этого идеально подойдут занятия спортом, кружки и тому подобное. Главное, что необходимо – это учитывать интересы ребенка. Его должно заинтересовать данное занятие.

2.     Пропаганда здорового образа жизни.

3.     Государство и соответствующие органы обязаны заботиться о материальной обеспеченности несовершеннолетних из малоимущих семей.

4.     Проведение тренингов и образовательных программ, в которых бы наглядно показывалась жизнь людей с девиантным поведением.

свернуть

Подростки и суицид. (памятка для родителей)

Суицид — умышленное самоповреждение со смертельным исходом, т.е. лишение себя

жизни. Психологический смысл чаще всего заключается в отреагировании аффекта, снятии

эмоционального напряжения, ухода от той сложной ситуации, в которой человек волей

неволей оказался.

 

Суицид не является случайным действием, он всегда имеет цель и смысл. Он является

своего рода решением проблемы, выходом из психологического кризиса или невыносимой

жизненной ситуации. Чтобы понять причину самоубийства подростка, нужно, прежде всего,

знать проблемы, которые ему необходимо решить.

 

Выделают четыре основные причины самоубийства:

изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой никто не интересуется);

беспомощность (ощущение невозможности контролировать свою жизнь);

безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего);

чувство собственной незначимости (уязвленное чувство собственного

достоинства, низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя)

Суицидальные мотивы подростков:

Лично-семейные:

- семейные конфликты, развод родителей;

- болезнь, смерть близких;

- одиночество, неудачная любовь;

- оскорбление, унижение со стороны окружающих и т.д.

Состояние здоровья:

- психические и соматические заболевания.

Конфликты, связанные с антисоциальным поведением:

- опасение уголовной ответственности;

- боязнь иного наказания или позора.

Конфликты, связанные с учебой.

Материально-бытовые трудности и другие мотивы.

Внешние и поведенческие признаки суицидального риска:

во внешнем виде и поведении необходимо обращать внимание на:

- тоскливое выражение лица, скука, грусть, уныние;

- склонность к нытью, капризность;

- повышенная, часто неестественная активность мимики лица или отсутствие

мимических реакций;

- тихий монотонный голос, замедленная речь / ускоренная экспрессивная речь,

причитания;

- общая двигательная заторможенность или бездеятельность / двигательное

возбуждение;

- склонность к неоправданно рискованным поступкам;

- неприязненное, враждебное отношение к окружающим, чувство ненависти к

благополучию окружающих;

- чувство физического недовольства, безразличное отношение к себе;

- тревога немотивированная и мотивированная;

- ожидание непоправимой беды;

- оценка собственной жизни, пессимистическая оценка своего прошлого,

избирательное воспоминание о неприятных событиях из прошлого, отсутствие перспектив в

будущем.

Словесные ключи (что проговаривает подросток):

Прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях: «Хочу умереть!»,

«Ты меня больше не увидишь!».

Шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни.

Прощания.

(Самообвинения («Я ничего из себя не представляю» и т.п.).

Сообщение о конкретном плане суицида («Я принял решение. Это будет сегодня,

когда предки уедут на свою дачу. Алкоголь и таблетки я уже нашел» и т,п.).

 

Родители, ПОМНИТЕ: признаками суицидального риска в первую очередь могут

быть: изменение настроения, питания, сна, критическое отношение к своей внешности,

самоизоляция, интерес к теме смерти (появление в доме литературы по этой теме, переписка

в Интернете и т.п.), нежелание посещать кружки, школу (в том числе учащение прогулов),

серьезные изменения в состоянии здоровья (частые простуды, частые головные боли и др.) и

за.

Если вы увидели хотя бы один или несколько признаков перечисленных выше —

Это уже достаточный повод для того, чтобы Уделить внимание своему ребенку и поговорить

с ним. Спросите, можете ли вы ему помочь и как, с его точки зрения, это сделать лучше. Не

игнорируйте ситуацию. Даже, если ваш сын или дочь отказываются от помощи, уделяйте

ему больше внимания, чем обычно. Обратитесь к специалисту самостоятельно или с

 

Рекомендации по профилактике суицидального риска

 

Сохраняйте контакт со своим ребенком. Важно постоянно общаться с подростком,

несмотря на растущую в этом возрасте потребность в отделении от родителей. Внимательно

слушайте его: очень часто самоубийства. совершаются из-за того, что ребенку просто некому

рассказать о своей беде. Приложите усилия, чтобы понять проблему, попытайтесь успокоить

 

Помните, что авторитарный стиль воспитания для подростков неэффективен и

даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать

У ответную агрессию. Предпочтительной формой воспитания является демократический

стиль воспитания.

 

Говорите с ребенком на серьезные темы: что такое жизнь? В чем смысл жизни?

Что такое дружба, любовь, смерть, предательство? Эти темы очень волнуют подростков,

они ищут собственное понимание того, что в жизни ценно и важно. Говорите о том, что

ценно в жизни для вас. Не бойтесь делиться собственным опытом.

 

Делайте акцент на позитивных моментах жизни, на светлых воспоминаниях из мире.

 

Регулярная занятость ребенка в интересных ему сферах. Посещение спортивных

секций. Музыка, рисование, программирование и т.д.

 

Хорошие открытые взаимоотношения с родителями и сверстниками. Наличие

постоянных друзей и авторитета в его окружении.

 

Успешное выполнение поставленных задач и целей (в спорте, учебе и т.д.), признание

Успехов окружающими, особенно близкими людьми.

 

Высокая личная ответственность за окружающих и социальная активность: шефство

над малышами или стариками, ответственная должность в классе, активное участие в

воспитании младших детей в семье и тд, Подобная практика позволяет лучше выстроить

систему приоритетов и определить жизненные цели, учит преодолевать трудности, бороться

с ними и не впадать в уныние.

 

Если есть какие-то изменения в поведении подростка, которые вы не можете

изменить, обращайтесь за консультацией к специалисту-психологу или психотерапевту.

 

Наш адрес: г. Орша, ул. Пионерская, д.15 (Центр здоровья подростков и молодежи «Надежда»)

511721 Консультирование молодежи анонимно, бесплатно, конфиденциал

 

Подготовила: медицинский психолог ЦЗПиМ «Надежда» - Гуминская С.Л.

свернуть

Рекомендации для родителей «Как избежать компьютерной зависимости»

Для профилактики компьютерной зависимости родителям нужно выполнять ряд четких правил:

         Введите четкий режим. «Общение» с компьютером для младшего школьника – 30-40 минут в день. Старайтесь не поддаваться на слезы, капризы и жалобы ребенка. Реагируйте спокойно, терпеливо объясняйте, переключайте ребенка на другие занятия.

         Поощряйте и хвалите ребенка.  Именно в этом скрыт один из волшебных ключей, открывающих дверь во внутренний мир  наших детей. Не скупитесь хвалить ребенка за вымытую тарелку, умение одеться или дружную, спокойную игру с другими детьми. В компьютерных играх заложено очень много поощрений, которые дети, к сожалению, не слышат от большинства родителей. Компьютер не устает хвалить ребенка,  подчеркивает его способности, ум, ловкость, необыкновенность, позитивно реагирует даже на проигрыш и ошибки, в то время как взрослые часто относятся к промахам ребенка противоположным образом – раздражаются, срываются на крик.

         Родители – образец для подражания. Не нарушайте правила, которые устанавливаете для ребенка (с учетом своих норм, естественно). Проанализируйте, не являетесь ли вы сами зависимыми? Ваше освобождение – лучший рецепт для профилактики зависимости у ребенка.

         Контролируйте разнообразную занятость ребенка. Обратите внимание, дети должны посещать разнообразные кружки и секции, иметь широкие интересы. Приобщайте детей к домашним обязанностям. Культивируйте семейное чтение. Играйте в настольные и спортивные игры, приобщайте детей к играм своего детства. Придумайте и организуйте мероприятие для всей семьи: поход в театр, поездка за город, туристический поход и проч.

свернуть

Памятка для родителей Профилактика самоповреждающего и саморазрушающего поведения у подростков

Во-первых, необходимо разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно «внушить» ребенку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей.  Не обвинять ребенка в «вечно недовольном виде» и «брюзгливости», лучше показать ему позитивные стороны  и ресурсы его личности. Не надо сравнивать его с другими ребятами – более успешными, бодрыми, добродушными. Эти сравнения усугубят и без того низкую самооценку подростка. Можно сравнить только подростка-сегодняшнего с подростком-вчерашним и настроить на позитивный образ подростка-завтрашнего.

Во-вторых, заняться с ребенком новыми делами. Каждый день узнавать что-нибудь новое, делать то, что никогда раньше не делали. Внести разнообразие в обыденную жизнь. Записаться  в тренажерный зал или хотя бы завести привычку делать утреннюю гимнастику, прокладывать новые прогулочные маршруты, съездить в выходные  на увлекательную экскурсию, придумывать новые способы выполнения домашних обязанностей, посетить кинотеатр, выставки, сделать в доме генеральную уборку. Можно завести домашнее животное – собаку, кошку, хомяка, попугаев или рыбок. Забота о беззащитном существе может мобилизовать ребенка и настроить его на позитивный лад.

В-третьих, подростку необходимо соблюдать режим дня. Необходимо проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта. Депрессия – психофизиологическое состояние. Необходимо поддерживать физическое состояние подростка в этот период.

И, в-четвертых, если есть какие-то изменения в поведении подростка, которые вы не можете объяснить, необходимо обратиться за консультацией к специалисту – психологу, психотерапевту.

свернуть

Памятка родителю «Правила общения при конфликте с ребенком»

В позиции слушающего...

• проявите   терпимость:   не   прерывайте   ребенка,   не   мешайте   ему     высказаться;   прежде   чем   что-то   сказать,   хорошо   подумайте,   убедитесь,   что   вы хотите сказать именно это; помните, что ваша задача как слушающего — помочь ребенку в выражении своих проблем;

• не давайте оценок ребенку: если вы будите оценивать его чувства, то он станет   защищаться   или   противоречить   вам;   старайтесь   действительно   понимать ребенка;

• не давайте советов: помните, что лучшие решения в конфликте — это те, к которым участники приходят сами, а не те, которые им кто-то подсказал; часто бывает   трудно   побороть   желание   дать   совет,   особенно   когда   ребенок   может рассчитывать   на   него   с   самого   начала   —   и   все   же   пусть   ребенок   совершит достаточную душевную работу по самостоятельному поиску выхода из трудной ситуации.

В позиции говорящего,..

• не   обвиняйте   —   не   говорите,   что   все   произошло   из-за   недостатков ребенка, и не обвиняйте еще кого-то в том, что случилось;

• не придумывайте — не говорите ребенку, что вы думаете о том, каковы его мотивы и желания, раньше, чем он сам о них что-то скажет;

• не защищайтесь — сначала расскажите о своих действиях, мыслях и чувствах; сделайте это открыто и достаточно полно, и только после этого можете ждать, что то же самое сделает и ребенок;

• не характеризуйте — не описывайте личность ребенка, тем более говоря "ты не внимателен, эгоистичен, неопытен, молод" и т.п.,  старайтесь выразить то, что вас беспокоит по существу;

• не обобщайте — избегайте использования слов «всегда», «никогда» в описании поведения ребенка, приведите в пример конкретные факты и ситуации, которые вы оба с ребенком хорошо помните.

свернуть

Для вас, родители. Прежде чем применить физическое наказание к ребенку, остановитесь!

Специалисты утверждают, что физические наказания:

1.Преподают ребенку урок насилия.
2. Они нарушают безусловную уверенность, в которой нуждается каждый ребенок - что он любим.
3. В них содержится ложь: притворяясь, будто решают педагогические задачи, родители, таким образом, срывают на ребенке свой гнев. Взрослый бьет ребенка только потому, что его самого били в детстве.
4. Физические наказания учат ребенка принимать на веру противоречивые доказательства: "Я бью тебя для твоего собственного блага". Мозг ребенка хранит эту информацию.
5. Они вызывают гнев и желание отомстить, желание это остается вытесненным, и проявляется только много позже.
6. Они разрушают восприимчивость к собственному страданию и сострадание к другим, ограничивая, таким образом, способность ребенка познавать себя и мир.

 

Какой урок из этого выносит ребенок?

1.Ребенок не заслуживает уважения.
2. Хорошему можно научиться посредством наказания (оно обычно научает ребенка желанию наказывать, в свою очередь других).
3. Страдание не нужно принимать близко к сердцу, его следует игнорировать (это опасно для иммунной системы).
4. Насилие - это проявление любви (на этой почве вырастают многие извращения).
5. Отрицание чувств - нормальное здоровое явление
6. От взрослых нет защиты.

 

Каким образом проявляется вытесненный гнев у детей?

1.Насмешками над слабыми и беззащитными.
2.Драками с одноклассниками.
3.Унижением девочек, символизирующих мать.
4. Плохим отношением к учителю.
5. Выбором телепередач и видеоигр, дающих возможность заново испытать вытесненные чувства ярости и гнева.

свернуть

Методические рекомендации родителям по профилактике жесткого обращения с ребенком

 «Из всех вообще безнравственных отношений - отношение к детям, как к рабам, есть самое безнравственное».
Гегель

Жестокое обращение с детьми - действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

Выделяют несколько видов жестокого обращения: физическое, сексуальное, психическое (эмоционально дурное обращение) насилие, отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребенка).

Существуют базовые родительские установки, которые позволяют реализовать любовные, уважительные и доверительные отношения с ребенком:

  • Ваш малыш ни в чем не виноват перед вами. Ни в том, что появился на свет. Ни в том, что создал вам дополнительные трудности. Ни в том, что не дал ожидаемого счастья. Ни в том, что не оправдал ваши ожидания. И вы не вправе требовать, чтобы он разрешил эти проблемы.
  • Ваш ребенок — не ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать до конца его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь вы не имеете права. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и создав условия для их реализации.
  • Ваш ребенок далеко не всегда будет послушным и милым. Его упрямство и капризы так же неизбежны, как сам факт его присутствия в семье.
  • Во многих капризах и шалостях вашего малыша повинны вы сами. Потому что вовремя не поняли его. Пожалели свои силы и время. Стали воспринимать его через призму несбывшихся надежд и просто раздражения. Стали требовать от него того, что он попросту не может вам дать — в силу особенностей возраста или характера. Короче — не желали принимать его таким, каков он есть.
  • Вы должны всегда верить в то лучшее, что есть в вашем малыше. В то лучшее, что в нем еще будет. Не сомневаться в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявится. И сохранять оптимизм во всех педагогических невзгодах.
  • Для правильного воспитания родителям полезно знать существующие формы наказаний и особенности воздействие их на ребенка.
  • К самым неправильным, неблагоприятным формам наказания следует отнести физическое воздействие. Однако традиционное представление значительной части родителей, что физические наказания не такое, уж большое зло, а во многом даже и благо, довольно устойчиво. Это связано с сильной внешней эффективностью этого метода. Подобным способом можно оказать влияние на кого угодно, а не только на маленького и беззащитного человека. Но все-таки данный вид воспитательного воздействия не эффективен.
  • Если родители использовали физическое наказание, когда дети не подчинялись их требованиям, то данное воздействие не решило конфликта, а лишь создало иллюзию его разрешения. Ведь в результате подчинился не ребенок, его действиями руководит в этот момент лишь инстинкт самосохранения и животная эмоция страха.
  • Кроме того, обычно эта форма воздействия применяется тогда, когда сами родители слабо контролируют собственное поведение. Нет более нелогичной картины, чем мать, шлепающая своего ребенка со словами: «Драться нехорошо!» Вряд ли малыш поймет, что агрессия не лучший способ установления связей с миром, если этим способом пользуются его родители, пытаясь доказать ему неправоту или добиваясь послушания.
  • К физическим наказаниям не следует прибегать еще и потому, что обычно после них ребенок ведет себя по-другому только в присутствии того человека, который его наказал. Поэтому такое воздействие совершенно бесполезно, если родители хотят воспитать в ребенке действительно моральное поведение — способность поступать правильно исключительно под воздействием собственного внутреннего контроля, а не потому, что кто-то ставит условия.
  • Речевая агрессия (ругань, оскорбления), подобно физическим наказаниям, малоэффективна, и ведет лишь к тому, что ребенок будет использовать эту модель поведения со сверстниками.
  • Весьма распространенной формой наказания являются так называемые сепарационные наказания, лишающие ребенка части родительской любви (игнорирование ребенка, отказ от общения с ним). Суть наказания сводится к изменению привычного для ребенка стиля отношений с родителями: его лишают тепла и внимания, хотя при этом продолжают о нем заботиться. Это чрезвычайно сильно действующая форма, и применять ее нужно крайне осторожно и очень короткое время. Действенность такого наказания зависит от отношений до его применения. Если между ребенком и родителями существовали отношения подлинной близости, взаимоуважения, любви и доверия, то такой метод может быть использован. Если же всего этого не было, то подобное наказание абсолютно ничего не даст: временная утрата любви имеет смысл тогда, когда есть что терять. Нельзя в качестве наказания оставлять маленьких детей дома одних или угрожать, что мама уйдет.
  • Запрет. Довольно часто, в силу ограниченности собственного опыта ребенка, родители вынуждены запрещать что-то — прежде всего для предотвращения того вреда, который он может нанести самому себе или окружающим. Запрет должен опережать совершение неправильного поступка или быть немедленной на него реакцией. Очень важно в таких случаях контролировать речевые высказывания, ограничиваясь кратким замечанием — «нельзя!» и отказываясь от развернутой аргументации, почему именно нельзя. Лучше показать свое неудовольствие мимикой, жестом, выражением лица. Тогда постепенно ребенок научится понимать, какие поступки вызывают эмоциональную поддержку родителей, а какие — нет. Опережающий запрет должен быть лаконичным и точным.
  • Довольно распространенным наказанием в семье является наказание «естественными последствиями», состоящее в лишении ребенка за провинность чего-либо приятного (сладостей, новых игрушек, прогулок и т.п.). Такой метод может привести к успеху, если только ребенок считает ограничение справедливым, если решение принято с его согласия или является результатом предварительного уговора. Понятно, что применение данного воспитательного воздействия возможно лишь с определенного возраста, когда ребенок в принципе способен установить связь между своим проступком и наказанием. Поэтому целесообразнее использовать не отмену, а отсрочку радостного для ребенка события. Применяя наказание «естественными последствиями», нельзя лишать ребенка того, что необходимо для полноценного развития: еды, свежего воздуха, общения со сверстниками. Хорошо, если данный тип наказания принимает вид распространяемого на всех в семье правила: намусорил — сам убери, испачкал — сам приведи в порядок и т.п. Наверное, невозможно представить процесс воспитания вообще без наказаний.

Применяя наказание, необходимо помнить:

  • Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психическому. Более того, по идее, наказание должно быть полезным, не так ли? Никто не спорит. Однако наказывающий не должен забывать о том, что нельзя травмировать психику ребенка. Наказание должно тормозить социально не одобряемые нормы поведения
  • Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, — НЕ наказывайте. Даже если уже поняли, что обычно слишком мягки, доверчивы и нерешительны. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай»!
  • За один раз — одно наказание. Даже если проступков совершено сразу необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу, а не по одному — за каждый.
  • Наказание — не за счет любви, что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды.
  • Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Иные, чересчур последовательные воспитатели ругают и наказывают детей за проступки, обнаруженные спустя месяц, а то и год (что-то испортил, сломал), забывая, что даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонарушения. Риск внушить ребенку мысль о возможной безнаказанности не так страшен, как риск задержки душевного развития.
  • Наказан — прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута, как ни в чем не бывало. О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жизнь сначала!
  • Без унижения. Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание подействует только в обратную сторону!
  • Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен страшиться, не гнева вашего, а вашего огорчения.
  • При дефиците любви становится наказанием сама жизнь, и тогда наказания ищут как последний шанс на любовь.

 

Дорогие родители, любите своих детей, уважайте их права и помните, что «безмолвные граждане – это идеальные подданные для авторитарного правителя и несчастье для демократии» (Р. Даль).

свернуть

Памятка для родителей младших школьников «Как помогать ребенку в приготовлении домашних заданий»

1. Посидите рядом со своим ребенком на первых порах. Это для него очень важно. Оттого, насколько спокойными и уверенными будут его первые школьные шаги, зависят его будущие школьные успехи.

2. У вашего ребенка еще не сформирована привычка делать уроки. Вырабатывайте эту привычку спокойно, терпеливо, мягко напоминая о необходимости заняться домашним заданием.

3. Оформите ребенку рабочее место: поставьте удобный стол, купите красивую настольную лампу. Повесьте на стену над столом расписание уроков, интересные стихи — пожелания ученику перед началом выполнения уроков. Приучайте школьника выполнять уроки только в этом учебном уголке.

4. Объясните ребенку главное правило учебной работы: учебные принадлежности должны всегда находиться на своем месте. Постарайтесь привести в пример свое рабочее место.

5. Постоянно требуйте от ребенка приведения в порядок рабочего места после выполнения уроков. Если ему трудно это сделать или он устал, на первых порах помогите ему. Пройдет немного времени, и маленький ученик будет без напоминаний убирать свое рабочее место.

6. Если ребенок делает уроки в вашем присутствии, попросите его сформулировать, что он должен сделать. Это успокаивает ребенка, снижает тревожность. Некоторые дети, к примеру, считают, что они задание не так поняли и испытывают страх, еще не начав это задание выполнять.

7. Если ребенок что-либо делает не так, не спешите его ругать. То, что вам кажется простым и понятным, для него пока кажется таинственным и трудным.

8.Учите школьника не отвлекаться во время выполнения уроков. Если ребенок отвлекается, спокойно напоминайте ему о времени, отведенном на приготовление уроков.

9. При выполнении письменных заданий обращайте внимание на то, чтобы ребенок писал чисто, без помарок. Не заставляйте его многократно переписывать домашнее задание. Это подорвет интерес к школе и учению.

10. Старайтесь как можно раньше приучить ребенка делать уроки самостоятельно и обращаться к вам только в случае необходимости.

11. Научите ребенка выполнять любое дело, в том числе и домашнее задание, с удовольствием, без злобы и раздражения. Это сохранит его и ваше здоровье.

свернуть

Как научить детей сопротивляться предложениям со стороны сверстников попробовать алкоголь или наркотики?

1. Учите вашего ребенка иметь свою индивидуальность. Расскажите ему, что делает человека особенным и уникальным. Поговорите с ним о людях, которых он уважает, спросите, что, на его взгляд, делает их особенными, заслуживающими уважения. Попросите вашего ребенка рассказать о собственных индивидуальных качествах, не забудьте напомнить ему те положительные и прекрасные качества, которые он может упустить.

2. Изучите с вашим ребенком значение слова «дружба». Попросите его составить список понятий, которыми он охарактеризовал бы друга, и другой список - о недруге. Пока ваш ребенок составляет эти списки, напишите свои собственные. Сравните, чей список более полный.

3. Объясните ребенку, что существуют предложения, на которые можно и нужно отвечать твердым отказом. Многие родители учат своих детей быть всегда вежливыми, почтительными и покладистыми. Несмотря на то, что в большинстве жизненных ситуаций такие черты характера являются позитивными, они не позволяют ребенку быть самим собой и развивать свою индивидуальность. Часто дети нуждаются в родительском разрешении, чтобы сказать «нет», когда на них оказывают давление. Объясните вашему ребенку, что в определенных ситуациях каждый имеет право высказать свое собственное мнение. Например, когда ровесники оказывают на него давление с целью заставить курить, принимать алкоголь или наркотики.

4. Изучайте особенности употребления алкоголя и наркотиков в молодежной среде. Существуют ситуации, в которых подросткам считается необходимым употребление алкоголя или наркотиков. Вы можете помочь вашему ребенку избежать этих неприятных ситуаций. Не разрешайте вашим детям ходить в гости к своим друзьям, когда их родителей нет дома, не допускайте, чтобы он становился членом «скрытых» компаний (то есть неконтролируемых взрослыми). Сомнительно, что два последних требования применимы к российским условиям. Однако, безусловно, родители должны следить за увлечениями своих детей и представлять, где и с кем они проводят свое время. И, конечно же, не следует допускать домашних (а равно и других) вечеринок в отсутствии взрослых, о чем иногда забывают родители, дети которых настойчиво требуют предоставить им самостоятельность.

5. Используйте пример сверстников. Существует множество ситуаций, когда позитивный пример ровесников оказывает существенное влияние на ребенка.

Родителям необходимо знать косвенные показатели и явные признаки, свидетельствующие об употреблении подростком психоактивных веществ для проведения профилактических и лечебных мероприятий с целью сохранения здоровья собственного ребенка.

свернуть

Как повысить самооценку подростка?

Подростковый возраст – это переломный момент в жизни человека. В этот период происходит становление личности, вырисовывается отношение к себе и к миру, формируются основные жизненные принципы и стереотипы. Заниженная самооценка у подростков может стать причиной неудовлетворенности собой, отсутствия уважения к себе, попыткам добиться признания и любви крайними, иногда опасными способами. В этой статье мы поговорим об особенностях формирования самооценки подростков, способах ее коррекции, в частности о том, как поднять самооценку подростку.

Коррекция самооценки подростков

Если ваш веселый и жизнерадостный сын вдруг замкнулся в себе, или дочь, раньше активная и компанейская, вдруг стала избегать компаний, стала замкнутой и грустной, возможно, все дело в непостоянстве самооценки подростков. Пониженная самооценка может выражаться и по-другому: излишней агрессивностью, показной веселостью, бравадой, вызывающим стилем одежды и поведения и т.д. В любом случае, низкая самооценка – преграда для полной самореализации человека. Подростки с пониженной самооценкой легче подпадают под негативное влияние, а значит, подвергаются опасности. Долг родителей – помочь ребенку справится с психологическими проблемами и жить полной, счастливой жизнью.

Но как бы вам ни хотелось помочь своему ребенку, не переусердствуйте. Излишние, чрезмерные восторги и слишком слащавая похвала не помогут, а наоборот, усугубят ситуацию. Подростки очень тонко чувствуют фальшь, поэтому не стоит перегибать палку. Гораздо важнее обратить внимание на свои методы критики. Старайтесь, чтобы негативные высказывания были направлены не на личность подростка, а на его поведение, поступки или ошибки, то есть на то, что можно исправить. Не говорите «я недовольна тобой», скажите лучше: «я недовольна твоим поступком». Нельзя определять личность человека и относить его то к «плохим», то к «хорошим» в зависимости от его поступков и поведения.

Повышение самооценки у подростков невозможно без уважения. По возможности советуйтесь с ребенком, интересуйтесь его мнением и всегда берите его в расчет. Не пренебрегайте советами подростка, прислушивайтесь к ним. Особенно важно это делать в вопросах, которые касаются самого ребенка. Поверьте, ваше невнимание к его советам и пожеланиям глубоко ранит и обижает вашего ребенка. Очень важно соблюдать «границы приватности». Оставьте подростку «личную территорию», причем не только в сугубо физическом смысле, но и в духовном. Вы не можете строго регламентировать жизнь своих детей – друзей, увлечения, походы и развлечения, собственный стиль и пристрастия в музыке, фотографии, живописи и т.д. ребенок имеет право (и должен) выбирать сам.

Итак, мы выделили три основных условия формирования адекватной самооценки:

  1. Конструктивная критика и заслуженная похвала.
  2. Уважение и внимание.
  3. Личная территория.

Практические советы родителям

  • любите ребенка не за поведение, оценки или достижения в творчестве или спорте, а за то, что он есть;
  • дайте подростку понять, что вы верите в него и готовы понять и поддержать его в любой ситуации;
  • интересуйтесь своими детьми. Конечно же, делать это нужно с самого рождения малыша, а не тогда, когда он достиг пубертатного периода. Резкая смена поведения родителей – от полного безразличия к повышенному вниманию вызовет у подростка скорее раздражение, чем радость;
  • определите круг обязанностей и прав ребенка и четко их соблюдайте;
  • найдите общие интересы и старайтесь проводить побольше времени с подростком, но не заставляйте его, а сделайте так, чтобы это было интересно и вам, и ребенку;
  • доверие – вот что самое главное в отношениях внутри семьи. Ребенок должен знать, что с любыми проблемами и тревогами он может прийти к вам. Подросток не должен бояться вашей реакции и укоров. Только тогда вы первыми узнаете о его проблемах и сможете помочь вовремя.

Если вы видите, что проблема зашла слишком далеко, и вы думаете, что самостоятельно справиться у вас не получится, поговорите с ребенком и обратитесь к психологу – вместе вам удастся решить любые трудности.

свернуть

Как распознать, что ваш ребенок испытывает психологический стресс?

 Гармоничное, правильное развитие ребенка, его личности возможно при наличии здоровья, в том числе и психологического здоровья. Должно быть благополучие в детских эмоциях. И желательно, чтобы его было как можно больше для того, чтобы правильно происходило познание окружающего мира, человеческих отношений и отношений человека с природой. И поведение детей, и их самочувствие очень часто могут указывать взрослым, что в развитии характера и формировании личности ребенка происходит сбой. Какие же проявления свойственны для «сигналов аварии» в психологическом здоровье подростка? Что может послужить поводом для обращения за помощью к психологу или психотерапевту?

     На наличие эмоционального психологического стресса  организма  подростка указывают следующие признаки:

  1. Эмоциональная неустойчивость – легко возникающий плач, раздражительность, обидчивость, беспокойство, неуверенность в действиях, непоследовательность в поступках, страхи .
  2. Вегетативная неустойчивость – легко возникающее покраснение или побледнение кожи, в основном  на лице, «комок в горле», «каша во рту», колебание артериального давления преимущественно в сторону его понижения, повышенная потливость, неустойчивый пульс, плохое самочувствие при колебаниях атмосферного давления.
  3. Нарушение сна трудности с засыпанием, чуткий с пробуждением или очень глубокий сон, плохое самочувствие утром после пробуждения.
  4. Нарушение обмена веществ, нейродермит, плохой аппетит, снижение массы тела, болезненно заостренные реакции организма на  запахи, лекарства, пыль

      и некоторые пищевые   вещества в виде кашля, зуда.

  1. Частые простудные эаболевания, особенно тогда, когда отчетливо имеется связь с действием нервных, стрессовых факторов.
  2. Психомоторные нарушения в виде заикания, нервных тиков (непроизвольные, часто и однотипно повторяющиеся подергивание мышц лица), мигание, наморщивание лба, шмыгание носом, раскрытие рта, подергивание губ, щек, сокращением артикуляционных и дыхательных мышц- звуки типа «КХ», поперхивание, покашливание, попискивание, тяжелые вздохи, прерывистая, напоминающая заикание речь.

            Такие нарушения часто не осознаются и не замечаются ребенком, и        очень часто зависят от времени года, утомления, нервного напряжения.     

  1. Невротические реакции – кратковременные переживания в ответ на действия психотравмирующих факторов – заостренные переживания по поводу наличия заболевания или физического дефекта.
  2. Патологические привычки - упорный онанизм (мастурбация), постоянное сосание пальца, навязчивое грызение ногтей.

             Очень часто все указанные признаки неблагополучия в психологическом

состоянии  и эмоциональной жизни усиливаются или проявляются в трудные моменты жизни ребенка, к которым относятся эмоциональная холодность или чрезмерная опека значимых взрослых, острая или длительная психотравмирующая ситуация и др.

       В такие периоды, порой очень непростые, своей жизни ребенок требует очень чуткого и душевно тонкого к себе отношения со стороны родных и близких, а иногда участия специалистов. От родителей порой требуется пересмотреть некоторые свои принципы воспитания, сделать эти принципы более действенными и может быть менее «заметными» для восприятия ребенка; в некоторых моментах перестроить свое эмоциональное взаимодействие с подростком.

свернуть

Вторая смена в школе: как помочь ребенку адаптироваться к новым условиям. Оптимальный распорядок жизни школьника.

    "Ее не должно быть", — в один голос утверждают врачи, педагоги, родители. Но, несмотря на демографический спад, мест в школах по-прежнему не хватает, вот и приходится "выкручиваться".

       Вся литература, написанная учеными за годы дефицита школьных мест, подсказывает родителям и учителям — важнее всего режим дня. Действительно, если ваш ребенок должен, как большинство его сверстников, пройти испытание второй сменой, ничего другого тут не придумать.

Организация режима дня учащегося второй смены.

   В основе правильно организованного режима дня школьников, независимо от того, в какую смену они занимаются, лежит определенный ритм, строгое чередование отдельных элементов распорядка. Если каждый день в одно и то же время ученик готовит уроки, ест, ложится спать, то очень скоро его организм окажется подготовленным к этому повторяющемуся изо дня в день циклу.  Приготовление уроков в одни и те же часы сокращает время вхождения в работу.

 Ученик, занимающийся во вторую смену, должен вставать не позднее 8 часов. До завтрака в течение 30 минут ребенок застилает постель, делает гимнастику, умывается, одевается. Последующие 20— 30 минут отводятся на завтрак. Выполнение домашних заданий примерно с 9-11 часов.

    При выполнении домашних заданий начинать нужно с письменных предметов и заканчивать устными. Если же ребенок из тех, кто медленно раскачивается, лучше поступить наоборот. Темп занятий должен быть довольно высоким.

        Норма продолжительности выполнения  домашних заданий школьников в пятом — седьмом классах — до 2,6 часа. После 25—30 минут работы целесообразно устраивать 5 — 10-минутные перерывы, во время которых учащиеся выполняют несколько простых физических упражнений. При более продолжительных домашних занятиях у ребенка снижается работоспособность, и это отрицательно сказывается на качестве выполнения задания.

После приготовления домашних уроков — занятия по собственному усмотрению (чтение художественной литературы, конструирование, рисование, просмотр телевизионных передач, работа по дому).

Время с 11.00 — 11.30 до обеда, т. е. до 13 часов, следует отвести для подвижных игр и спортивных развлечений на открытом воздухе: зимой — коньки, лыжи, санки; весной и осенью — «классики», скакалки, лапта. Однако чрезмерная двигательная активность может служить источником утомления, что нежелательно перед занятиями в классе. Поэтому такие напряженные игры, как футбол, волейбол не рекомендуются.

Перед уходом в школу ученик должен обязательно пообедать. По возвращении сразу делать уроки не стоит. Ведь школьник устал и работоспособность снижена. Вечернее время после ужина плодотворно для творческой деятельности детей, занятий любимым делом. Продолжительность ночного сна зависит от возраста. Учащиеся 6 классов должны ложиться спать не позднее 22 часов. Это необходимо строго соблюдать, так как недосыпание часто служит причиной возникновения детских неврозов.

свернуть

Контактные телефоны городских служб и организаций, которые помогут родителям и детям в сложной жизненной ситуации

 

 

 

 

Сектор социальной и воспитательной работы Управления по образованию Оршанского райисполкома: 52-02-01, 51-19-85

 

Учреждение образования "Социально-педагогический центр Оршанского района":  50-67-42

 

УЗ ОЦП Детская поликлиника №2  Путькова Любовь Юрьевна:  54-23-17

 

УЗ ОЦП "Психоневрологический диспансер". Заведующая Шувалова Маргарита Александровна: 51-25-33

 

Начальник Инспекции по делам несовершеннолетних Оршанского УВД  Вишневский Дмитрий Дмитриевич: 21-88-24

 

Оршанский городской зональный центр гигиены и эпидемиологии: 54-28-60

 

Куда обратиться за помощью?

 

Телефон доверия для детей и подростков

тел. +375 (17) 263-03-03 (круглосуточно, анонимно, бесплатно с городского телефона).

 

Общенациональная детская телефонная линия

тел. 8 (801) 100-16-11 (круглосуточно, анонимно, бесплатно).

 

Республиканский центр психологической помощи (РЦПП) – 

+375 (17) 300 1006 (анонимно) http://rcpp.by

 

Горячая линия для пострадавших от насилия

тел. +375 (29) 610-83-55

 

Центры, дружественные подросткам

https://junior.medcenter.by/

 

ГУО «Социально—педагогический центр Оршанского района»

 

находится по адресу: г. Орша, ул. Александра Ошуйко 20

 

Телефон: 8 (0216) 50 67 42

 

Оршанский Центр здоровья подростков и молодёжи (ЦЗПиМ) «Надежда»

 

Адрес: г. Орша, улица Пионерская, 15;

 

Телефон консультативной помощи: +375 (216) 50-57-50;

 

Телефон: +375 (216) 51-17-21, +375 (216) 51-19-59

 

Email адрес: psixolog-ocp@mail.ru

 

Сайт: http://n.orshamed.by/ или http://orshamed.by/ или http://nadezhda.gorod216.by/

 

Контактное лицо: Гуминская Светлана Леонидовна

 

Время работы: 8-00 до 18-00 вых. сб-вс.

 

Территориальный центр социального обслуживания населения Оршанского района

 

Адрес: Витебская обл. г. Орша, ул. Владимира Ленина, д. 43;

 

Телефон +375 (216) 54 06 13 +375 (216) 51 03 91;

 

Режим работы Пн. – Пт.: с 8:00 до 17:00;

 

E-mail tscon.orsha@mail.ru tcson_orsha_raion@rambler.ru

 

Оршанский психоневрологический диспансер УЗ "Оршанская центральная поликлиника"

 

Телефон доверия +375–216–51–00–19

 

Адрес 211030, Витебская обл., г. Орша, ул. Ленина, 38;

 

Телефон: (8 10 375 216) 51-27-03, 53-22-08, 51-24-86;

 

Режим работы В рабочие дни: 7.30-20.00 Суббота: 9.00-15.00

 

 

свернуть