Вступление
«Из истории обновлённой музейной комнаты «Моя Оршанщина».
Музейная комната «Моя Оршанщина» до современного вида прошла долгий, но очень интересный путь.
Но обо всём по порядку.
Из летописи школы.
Строительство школы началось в 1970 году. Стройку ВЕДУТ СУ – 41 и СУ – 170. Средняя школа №17 – первенец 9-ой пятилетки.
29 августа 1971 года состоялось торжественное открытие школы. 1230 учащихся, 35 классов, 165 первоклассников, 64 учителя, родители, представители общественных организаций, горкома партии, горисполкома, шефы, строители во главе с директором Фоминой Айей Васильевной праздновали день рождения средней школы № 17.
А через 3 года 27 июня 1974 года приказом директора Фоминой А. В. и в год 30-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков на базе средней школы №17 был открыт краеведческий музей. На церемонии открытия музея присутствовало 48 ветеранов Великой Отечественной войны, принимавших участие в освобождении города, среди которых 2 Героя Советского Союза – Барыков Геннадий Иванович И. и Юрченко Антон Степанович.
В музее было 4 основных раздела:
- Историческое прошлое;
- Природа Оршанщины;
- Этнография;
- История освобождения города в годы Великой Отечественной войны.
Музей просуществовал до 2017 года. Особый вклад в развитие музея внесли директор школа Татьяна Михайловна Кузьменкова и бывшая завуч по воспитательной работе Наталья Анатольевна Марковская.
31 мая 2017 года по решению педагогического совета была создана музейная комната «Моя Оршанщина». Решение о переводе музея в статус музейной комнаты было принято на основании того, что отсутствовало помещение для фондохранилища, значительная часть предметов (фотографии и материалы стендов) была ошибочно включена в состав основного фонда.
В музейной комнате к основным разделам «Историческое прошлое города», «Природа Оршанщины», «Этнография Оршанщины», «Освобождение города в годы Великой Отечественной войны» был добавлен раздел «Шаг в бессмертие», в котором собраны материалы об воинах-афганцах, которые погибли, выполняя интернациональный долг. Среди них – выпускник нашей школы Игорь Павлович Орлов.
Таким образом, музейная комната просуществовала до октября 2019 года. 25 октября 2019 года решением уполномоченной комиссии музейная комната «Моя Оршанщина» была закрыта в связи с проведением ремонтных работ.
С этого момента начался 3-тий этап в развитии музейной деятельности в нашей школе. Для музейной комнаты был выделен новый кабинет на 3-ем этаже школы площадью 23,2 м.кв., планировалась полная реконструкция экспозиции музейной комнаты. Новый руководитель музейной комнаты Дударева Марина Сергеевна, имея был опыт работы в музее нашего города, внесла новые идеи в реконструкцию музейной комнаты. Был проведён основательный косметический ремонт; смоделирована, закуплена и установлена новая мебель с экспозиционными полками и шкафами для хранения экспонатов вспомогательного фонда. Для оптимизации пространства в выставочных целях были задействованы подоконники. Предусмотрела зона для сменной экспозиции. На окна установлены рулонные шторы, которые защищают помещение и экспонаты от прямых солнечных лучей, но не затемняли пространство. Предусмотрено место для телевизионной установки.
Обновлённая музейная комната «Моя Оршанщина» сохранила прежние разделы, за исключение раздела «Природа Оршанщины».
Торжественное открытие музейной комнаты «Моя Оршанщина» состоялось 31 марта 2022 года.
Основная часть.
Раздел «Историческое прошлое города».
Предметы быта горожан конца 19 - начала 20 веков дают нам представление о городской культуре Беларуси данного периода времени. У нас собраны предметы, которые находили более частое применение в повседневности горожан.
Утюг.
Мы привыкли к современному утюгу: лёгкому, из пластика. Но раньше утюги были совсем другими. Существовало очень много приспособлений для глажения, с которыми мы в повседневной жизни не сталкиваемся, и уже про них забыли.
Первым устройством для глажения белья, был плоский тяжелый камень. На наскальных рисунках древних ацтеков процесс глажения запечатлён так: одежду расстилали на ровной поверхности, придавливали сверху камнем и оставляли на время под этим прессом.
В России бытовал способом глажки с помощью рубеля и валька. У нас в Беларуси и нашей музейной комнате также есть эти приспособления в разделе «Этнография» под названием «Качалка верхняя» и «Качалка нижняя».
Утюг с горящими углями внутри появился лишь в середине XVIII века.
До этого одежду гладили инструментом очень похожим на большую сковородку.
Самым близким предшественником современного утюга была жаровня с углями.
Выглядела она практически так же, как обычная сковородка: внутрь чугунной жаровни с ручкой закладывались горячие угли и такой своеобразной «сковородой» начинали водить по одежде. Ясное дело, что этот «утюг» не отличался удобством и безопасностью: работать с его помощью было неловко, искры и мелкие угольки то и дело вылетали из жаровни, оставляя на одежде опалины и дырки.
Утюги со сменной ручкой.
Со временем стали пользоваться двумя утюгами: пока один нагревался на печке, другим гладили. Самые простые утюги — нагревательные. Перед употреблением чугунные монолиты разогревали в печи. Утюги для ткани весили по-разному: от одного до 10 килограммов.
Угольные утюги.
На смену жаровне с ручкой пришёл паровой утюг. Угли в нём помещались внутрь корпуса и закрывались крышкой, а сверху, для лучшей тяги, пристраивали трубу. Чтобы угли лучше грели, делали специальные отверстия по бокам. Размахивая таким утюгом вперёд и назад, усиливали вентиляцию.
Эти утюги не отличались удобством и безопасностью: искры и мелкие угольки то и дело вылетали из жаровни, оставляя на одежде опалины и дырки.
Для лучшей тяги по бокам делали отверстия, иногда утюг даже снабжался трубой. Чтобы снова разжечь уже остывшие угли, в отверстия дули, либо размахивали утюгом из стороны в сторону. Поскольку утюги были тяжёлыми, глажка превращалась в настоящее силовое упражнение для мышц рук.
Следующий интересный предмет нашей комнаты – керосинавая лампа.
Керосиновая лампа — светильник, работающий на основе сгорания керосина. Была популярна в XIX — начале XX века.
Конструкция керосиновой лампы: в металлической емкости налит керосин, в который погружают фитиль. Другой конец фитиля используют для зажигания лампы. В качестве дополнительной тяги и защиты от ветра фитиль накрывается стеклянной колбой.
В наше время керосиновые лампы используются в качестве аварийных на случай отключения электроэнергии, туристами, а также в декоративных целях.
Самовар тульский.
Самовар – устройство для приготовления кипятка. Сам варит – отсюда и название.
Своим появлением самовар обязан чаю. В Россию чай был завезён в 17 веке и использовался как лекарство для богатых. А в 19 веке чай стал русским национальным напитком.
На Руси самовар считался символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.
В производстве участвовало семь специалистов.
1.Наводильщик - сгибал и спаивал медный лист, выделывал из него соответствующую форму. За неделю он мог сделать 6-8 заготовок.
2.Лудильщик - вылуживал оловом внутреннюю часть самовара. В день он мог сделать 60-100 штук.
3.Токарь - точил и полировал самовар с помощью специального станка. В день получалось сделать до 12 штук.
4.Слесарь - изготавливал комплектующие (краны, ручки, ножки).
5.Сборщик - из отдельных частей он собирал самовар, припаивал ножки, краны. За неделю он собирал до 24 самоваров.
6.Чистильщик - мог очистить до 10 самоваров в день.
7.Токарь по дереву - занимался изготовлением деревянных шишечек к крышкам.
Детали делали по домам, только сборка и отделка проходила на фабриках.
Тульский самовар, вмещавший 250 литров воды и весивший 100 кг, был изготовлен в 1922 году в подарок председателю ВЦИКа Калинину. Вода вскипала 40 минут и остывала два дня. На тот момент этот самовар был самым большим в мире.
В нашей музейной комнате имеются 2 самовара из Тулы. На одном экземпляре выгравирована надпись «Тула, И. М. Батышевъ». Высота самовара 41 см.
Печатная машинка «Варшава»
Принцип работы пишущих машинок заключается в нанесении символов на бумагу при помощи специальных рычагов, заканчивающихся площадками с металлическими или пластиковыми литерами.
При нажатии соответствующей клавиши рычаг ударяет по пропитанной чернилами ленте оставляя, таким образом, отпечаток литеры на подводимом листе бумаги.
Телефонный аппарат дисковый
Появлением дискового аппарата мир обязан паранойе гробовщика из Канзас-Сити по имени Алмон Строуджер.
Во время очередного кризиса он решил, что уменьшение количества его клиентуры связано с тем, что подкупленная телефонистка соединяет всех звонящих в контору Строуджера с его конкурентами. Прав он был или нет, история умалчивает, однако, чтобы обезопасить себя, гробовщик начал искать способ звонить без участия посредников.
После шести лет работы над этим проектом, в 1897 г. компания Алмона Строуджера представила миру первый действующий дисковый телефон, чем заслужил титул «Отца всех АТС» (автоматичемких телефонных станций).
Успех его изобретения был колоссален, и вскоре компания гробовщика стала серьезным конкурентом фирме Белла.
Однако Строуджер к тому времени охладел к своей идее. Выгодно продав свои патенты, он удалился на покой.
Первые модели дискового телефона не имели отверстий для пальцев. Вместо них на аппарате присутствовали специальные зубцы. Лишь с 1902 г. появились привычные отверстия, и на тот момент они занимали почти всю окружность диска.. выпустили около 52,5 млн экз. книг, что составляло половину совокупного тиража российского
Структура книгоиздательской сети России начала XX в. была весьма неоднородной. С одной стороны, отмечалось ежегодное увеличение числа населенных пунктов, где имелись печатные заведения. В то же время в 1909 г. из тысяч городов в стране насчитывалось не более 25-30 издательских центров, причем только в пяти городах (Петербург, Москва, Киев, Одесса и Варшава) действовали свыше тысячи издательств. При этом имелось 310 более или менее значительных предприятий, которые в 1909 г. выпустили около 52,5 млн экз. книг, что составляло половину совокупного тиража российского книгоиздания.
В нашей музейной комнате имеются редкие издания:
«Важнейшие темы» Киев, типография П. Барского Крещатик № 29, 1909 г.
А. О. Писемский «Массоны» С.- Петербург, Москватипография «Товарищества М. О. Вольф» 1896 г.
. Е. Свеншиков «Князь Серебрянный» Москва, типография «Культура», 1917 г.
а также Газета «Искра», 1900 г.,
Газета «Правда» 1912 г., Газета «Пионер Беларуси» 1949 г.
Очень ценно!
Зуб мамонта
Оказывается, у мамонтов было всего 4 зуба, и выглядят эти зубы, как произведение искусства.
У мамонта было всего по одному зубу на каждой половине челюсти. Но природа решила, что ему больше и не нужно: ведь он не ест мясо, и ему не нужны клыки, чтобы убивать добычу и разделять ее на части; резцы, чтобы отрывать куски; и коренные зубы, чтобы пережёвывать мясо.
Мамонт питался травой и листьями с деревьев, которые он захватывал хоботом и отправлял в рот (по сути, как нынешние слоны). Поэтому его зубы очень сильно отличаются от зубов многих других видов нынешних животных.
Вес зуба мамонта достигал 6-8 кг, а с корнями – больше 8 кг, длина каждого зуба – 30 см и более. Зубы у мамонтов время от времени менялись, когда достигали сильного износа, и происходило это до 6 раз за жизнь животного.
К сожалению, наш зуб расколот на 2 части.
Каменный меч и ножницы для стрижки овец.
Особое место в нашей музейной комнате занимают музыкальные экспонаты, давно забытые, но известные нам.
Патефон.
Когда же и кто изобрёл патефон?
В 1907 году французская фирма братьев Пате открыла в Москве фабрику, выпускавшую совершенно необычайные граммофоны. Мембрана их располагалась не вертикально, а горизонтально по отношению к диску, имевшему поистине гигантские размеры — полметра в диаметре! От этих аппаратов вскоре осталось одно название — патефон, перешедшее к аппаратам более совершенной конструкции. Они из поющей тумбы превратились в небольшой квадратный ящик, затем в портативный чемодан, вобравший в себя не раз, осмеянный в газетах широкий раструб — рупор. Таким люди постарше и помнят патефон — младшую и самую распространенную модель граммофона Берлинера.
В 1907 году один из братьев, Гильон Кеммлер (Kemmler), попробовал разместить громоздкий рупор граммофона внутри. И у него это получилось! Созданные новые аппараты стали также называться «патефонами». От названия французской фирмы - производителя «Пате» и слова «фон» в переводе на русский – звук.
Патефоны той поры были механическими и приводились в действие посредством пружины. Почти в каждой семье был такой аппарат. Все устройство помещалось в относительно легкий, компактный чемоданчик. Это был красивый ящичек, а внутри его приспособления со звукоснимающей головкой и иглой, которая опускалась на пластинку, крутившуюся на специально приспособленной для этого диске. Скорость кручения диска была 78 оборотов в минуту.
Для того, чтобы патефон начал работать, нужно было специальным приспособлением его завести, т. е. закрутить пружину, заставлявшую крутиться диск. Одного завода хватало на прослушивание одной стороны пластинки. Звук патефона был достаточно громким, потому что уровень громкости не регулировался. Звук с пластинки снимался посредством иглы, которую приходилось часто менять. Качество звука зависел от степени затупленности иглы. Однако при использовании острых игл пластинка после 10-20 проигрываний становилась малопригодной.
Интересно, что патефоны были дешёвыми и покупались на вес. Иглы хранились в специальном выдвижном отсеке внутри чемоданчика. Патефон был удобен для переноски. Его можно было брать с собой, держать на руках. С ним ходили в гости, танцевали вместе с патефоном на площадках в парках. Аппарат не требовал подключения к электросети.
Домра
Домра – это старинный русский щипковый музыкальный инструмент, обладающий большими выразительными возможностями. Из-за сильного натяжения струн, звук у домры звонкий, но быстро затухающий.
Домра – это солнечный домик: слово образовано от ДОМ и РА – Солнце.
Домра старше балалайки. Была распространённым инструментов в России, но во время царствования Алексея Михайловича исчезла. Алексей Михайлович запретил праздновать святки – зимний праздник, связанный с приходом Нового года, а «домры и другие инструменты отнимать, изломать и жечь!»
Около 100 лет назад в Петербурге домру возродил Василий Васильевич Андрее
Аккордеон.
Аккордеон - это клавишный духовой музыкальный инструмент со сложной конструкцией, имеющей более ста деталей.
Аккордеон - популярный инструмент во многих странах мира.
В американских городах: Сент-Пол, Скоки, Детройт и Сан-Франциско аккордеон объявлен официальным инструментом. В Соединенных Штатах насчитывается приблизительно 75 000 человек, умеющих играть на этом инструменте.
В Соединенных Штатах аккордеон поначалу называли «пианино на бретельках».
В Советском Союзе аккордеон был очень популярным инструментом в 30-е годы прошлого столетия.
Раздел «Освобождение города в годы Великой Отечественной войны»
Следующий большой раздел экспозиции музейной комнаты «Моя Оршанщина» посвящён теме Великой Отечественной войны и освобождению нашего города. Предметы времён Великой Отечественной войны, которые хранят в себе дух прежних поколений, веру и надежду в наше счастливое будущее, а также память о тех страшных днях и жестоких боях. Словно живые смотрят на нас молодые парни и девчата с фотографий времён Великой Отечественной войны.
Книги Николая Сошникова «Однолюбы», «Неизвестный аптекарь», «Антихристы» и другие с дарственной надписью автора – ценная информационная часть фонда музейной комнаты. «Моя Оршанщина».
621-й ночной бомбардировочный авиационный полк — воинская часть вооружённых сил СССР в Великой Отечественной войне.
12 ноября 1941 года директива командующего военно-воздушных сил (ВВС) в г. Балашове авиационной школой пилотов был сформирован 621 штурмовой авиационный полк (ШАП) ночных бомбардировщиков на самолётах Р–5.
Знамя лётчиков.
Советский самолёт-штурмовик ИЛ-2. Конструктор – Сергей Ильюшин.
ИЛ-2 – уникальная боевая машина, не имевшая аналогов. Фашисты называли «Чёрная смерть». Второе название – «Летающий танк».
Самолёт имел броню, мощный мотор и скорострельные авиационные пушки.
1 июля 1941 г. штурмовики Ил-2 приняли боевое крещение на подступах к Березине и Бобруйску. Простая техника пилотирования, мощное вооружение, неуязвимость от огня наземного стрелкового оружия, а частично даже и от огня малокалиберных зенитных пушек, с самого начала войны сделали самолет Ил-2 даже в руках неопытных летчиков грозным средством борьбы с наземными войсками противника, особенно с его танками и мотопехотой.
В первые дни Великой Отечественной войны, используя свои высокие маневренные возможности, вражеские танки и мотопехота наносили массированные удары прежде всего в местах, слабо защищенных наземными противотанковыми средствами. В этих условиях особенно возрастала роль авиации, и то небольшое число самолетов Ил-2, которое тогда имелось в советских ВВС, использовалось для атак в первую очередь на бронетанковые и мотомеханизированные маршевые колонны наступающего противника. Самолеты Ил-2 наносили удары по скоплениям вражеских танков в местах выгрузки и сосредоточения, на марше, на заправке, в предбоевых порядках. Реже применяли штурмовики Ил-2 для уничтожения различных целей (пехоты, артиллерии, отдельных танков, укрепленных рубежей и т. п.) непосредственно на поле боя.
Модель самолёта ИЛ-2 – подарок ветеранов.
На модели нижняя часть закрашена другим цветом, так как она была бронированная.
Китель летчика с орденскими колонками на левой стороне, фуражка И. П. Наймушина, ложка В. П. Зобенко, компас В. П. Зылева, кобура Е. И. Соболева, котелок С. И. Бальникова, сумка полевая – теперь это наше наследие, которое мы обязаны беречь.
Ваза декоративная – подарок ветеранов с изображением ветеранов 621 ШАП: Поваркова В. В., Хмелевского В. Б., Илюшина Н. И., Васина И. Ф., Перепечена И. Л.
Ещё один подарок ветерана – картина Золотухин К. П. «Курган славы».
Письма – треугольники.
Фронтовые письма времён Великой Отечественной войны летели домой без конвертов. Очень мало бумаги было в то время: не было конвертов, марок. Вот и появились такие треугольнички.
Дело в том, что треугольник – одна из самых «жёстких» и устойчивых геометрических фигур. Вот почему многие ваши поделки из бумаги – кораблики, самолётики и шапки – имеют треугольную форму. Потому и фронтовые письма были треугольными: благодаря такой форме они меньше мялись в дороге и не раскрывались во время транспортировки.
Ещё одним преимуществом треугольного письма было то, что его не надо было запечатывать. При сложении прямоугольного листа треугольником внизу оставался небольшой «хвостик». Его заправляли внутрь – и письмо оказывалось закрытым, но не запечатанным. Клей в окопе не найдёшь, да и заклеивать письма всё равно было бесполезно: их ещё должна была проверить военная цензура. Вдруг солдат в письме домой случайно раскроет место расположения своей части, а оно попадёт в руки врагу? Или, например, из дома напишут очень грустные новости, а воину никак нельзя расстраиваться перед боем. Такую информацию проверяющие замазывали чёрными чернилами.
Именно такие письма тогда были самым ценным, что мог принести почтальон, ведь "треугольники" являлись весточкой с фронта от родного человека. Получить солдатский «треугольник» было большим счастьем. А вот писем в конвертах люди с фронта получать боялись, так как в них присылались похоронки или извещения о том, что кто-то пропал без вести. Желающих работать почтальонами было мало, потому что необходимо было приносить людям как хорошие, так и плохие вести.
Сегодня сохранились тысячи подобных писем, которые когда-то во время войны пересылали десятками миллионов. В основном, их можно найти в частных коллекциях и в семьях очевидцев войны, которые бережно хранят пожелтевшие от времени листочки бумаги.
Есть несколько таких писем и в нашей музейной комнате.
Письма матерям, письма жёнам, подругам…
Сколько тепла, любви, радости и надежды в пожелтевших листочках.
«Я дал тебе немую клятву, а сейчас расскажу про тебя, и расскажу не в 20 строчках, а в сотнях страниц расскажу про тебя, моя старушка,» - это слова, адресованные матери Сакович Вере Саввичне, проживавшей по адресу г. Орша, ул. 3-я Липейная, д. 4.
Раздел «Шаг в бессмертие»
Афганская война... Кто не слышал про эту жестокую, кровопролитную и бессмысленную войну, которая унесла миллионы человеческих жертв.
Афганская война 1979-1989 гг. - вооружённый конфликт между афганскими правительственными и союзными советскими войсками, стремившимися сохранить в Афганистане прокоммунистический режим, с одной стороны, и мусульманским афганским сопротивлением - с другой.
Главной причиной войны стало иностранное вмешательство в афганский внутриполитический кризис, который был следствием борьбы за власть между местными традиционалистами и леворадикальными модернистами.
Борьба велась за полный политический контроль над территорией Афганистана. «Ограниченный контингент» советских войск в Афганистане составлял 100 тыс. военнослужащих. Всего участие в боевых действиях приняли 546 255 советских солдат и офицеров. 71 воин стал Героем Советского Союза. В конфликте также принимали участие вооруженные силы правительства Демократической Республики Афганистан с одной стороны и вооруженная оппозиция (моджахеды, или душманы) - с другой. Моджахедам оказывали поддержку военные специалисты США, ряда европейских стран-членов НАТО, а также пакистанские спецслужбы. В течение 1980-1988 гг. помощь стран Запада моджахедам составила 8,5 млрд долларов, половину из которых предоставили США. Война продолжалась с 25 декабря 1979 г. до 15 февраля 1989 г. (2238 дней).
Незаживающей раной в наших сердцах и в вечной памяти Орлов Игорь Павлович, ученик нашей школы.
Родился 30 октября 1964 года в поселке Ранцево Торжокского района Калининской области. в 1973 году семья переехала в Оршу, где Игорь поступил во второй класс средней школы №17. В 1983 году окончил ПТУ № 122 по специальности токарь, оператор станков. Работал токарем на заводе «Красный борец» в Орше.
25 апреля 1984 года Оршанским горвоенкоматом Витебской области призван в ряды Вооруженных Сил (Литва, место Руково).
В октябре 1984 года направлен в Афганистан (войсковая часть полевая почта 35919), был водителем взвода связи парашютно-десантного батальона.
Из письма матери «Жду следующей весны, очень жду, хотя эта ещё даже не пришла. Как всё тут уже успело надоесть, даже не столько сама служба, сколько вид этой земли, песок и камни. Вчера, недалеко от машины, вылезло несколько травинок, уже забыл, как она выглядит, а тут среди камней и пыли.»
23 марта 1985 года, колонна батальона возвращалась на базу под Кабулом. БТР, в котором находился И. П. Орлов, подорвался на мине. Весь экипаж в количестве шести человек погиб.
Похоронен в деревне Савищина Оршанского района Витебской области.
За мужество и героизм награжден орденом Красной Звезды и медалью «Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа».
Раздел «Этнография Оршанщины»
С детства человеку прививается гордость за свою своею национальную принадлежность, любивь к своей Родине, знание родного языка, интерес к культуре, историеи своего народа.
На протяжении всей истории белорусский народ накапливал и развивал самобытную национальную культуру. Национальная культура - совокупность традиций, обычаев, норм, ценностей и правил поведения, общих для представителей одной нации.
Раздел «Этнография» включает в себя предметы сельского быта, макеты жилищ, национальную одежду и предметы народного искусства (ткачество, вышивка, вязание).
Прялка
Раньше в крестьянской избе начинали прясть с детства. Прялка была в деревне в каждом доме и считалась одним из самых почитаемых предметов в доме. Долгими зимними вечерами пряли с их помощью пряжу. Нарядную прялку мастерил добрый молодец в подарок своей невесте, дарил на память муж жене, отец дочери. И потому её старались украсить и сделать особенно нарядной. Прялку – подарок бережно хранили всю жизнь и передавали как великую ценность следующему поколению. Состоит прялка из донца, на котором сидят, лопасти и ножки-стояка. К лопасти привязывали кудель. Во время работы мастерица садилась на донце и скручивала нить из кудели (волокнистого пучка льна или шерсти) на веретено.
Веретено́ — приспособление для прядения пряжи , при помощи которого производится скручивание и наматывание нитей, вытянутых из пучка волокон.
Веретено для ручного прядения — деревянная точёная палочка, оттянутая в остриё к верхнему концу и утолщённая к нижней трети. Изготавливалось из сухого дерева (чаще из берёзы). Длина веретена от 20 до 80 см.
Рушники.
Это рушники. Мастерицы изготавливали их сами. Ткали вручную. Девочек с самого раннего возраста (с 7-8 лет) обучали данному виду работы, что «не стыдно было в люди отдать», т. е. выдать замуж. Украшали рушник кружевами да вышивкой. Она была одинаковой, какой узор на одной половинке, точно такой на другой. В своей работе рукодельницы использовали нитки разных цветов: синие, зеленые и т. д. До своего замужества девушка должна была соткать и вышить 40 рушников.
Рушник-это полотенце, но не обычное, ими не только вытирали руки и лицо, а дома украшали, дорогих гостей встречали. В старину рушники вышивали узорами и дарили самым близким людям на счастье. Красовались на рушниках диковинные птицы, травы, расцветали чудесные цветы. Люди верили, что такой вышитый рушник обладает волшебной силой, охраняет благополучие, счастье в семье.
Еще считалось, что вышивка на рушниках оберегает от болезней, поэтому их называли «оберегами», от слова «беречь».
Во время крещения заворачивали ребенка в рушник, который, как считалось, убережет его от чего-то плохого.
С рушником встречали жениха и невесту на свадьбе, чтобы жизнь их была долгой и счастливой.
Развешивали рушники по стенам дома для защиты от болезней и бед Узоры мастерицы составляли из особых знаков-символов, которые имели определенное значение.
Волна-это вода, круг и ромб - солнце, крест – это огонь, квадрат с точками внутри – засеянное поле.
После экскурсии желаем всех хорошего настроения и предлагаем вытянуть пожелание из «Корзины с предсказаниями»