РУС БЕЛ ENG

Музейная комната "Моя Оршанщина"

График работы музейной комнаты «Моя Оршанщина»

ГУО «Средняя школа № 17 г. Орши»

 

Вторник

9.00 – 12.00

Среда

9.00 – 14.00

Суббота

10.00 – 12.00

 

Каждая 2-я суббота месяца – обзорная экскурсия для гостей и жителей города

 

 

Мобильная тематическая выставка «Нельзя забыть, нельзя понять, нельзя оправдать»

На базе музейной комнаты «Моя Оршанщина» создана мобильная тематическая выставка «Нельзя забыть, нельзя понять, нельзя оправдать», посвящённая геноциду белорусского народа в годы Великой Отечественной войны.

Геноцид – это истребление групп населения или целых народов по политическим, расовым, этническим или религиозным мотивам.

22 июня в Республике Беларусь отмечается День всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны и геноцида белорусского народа.

На территории Беларуси в годы Великой Отечественной войны насчитывалось более 260 лагерей смерти и мест массового уничтожения людей, 1,5 млн. человек погибли, 400 тыс. угнано в Германию, 9 тыс. населённых пунктов сожжено.

Хаты́нь — деревня, уничтоженная 22 марта 1943 года карательным отрядом в качестве мести за убийство нескольких немецких военнослужащих. В соответствии с принципом коллективного наказания 149 жителей Хатыни, в том числе 75 детей, были сожжены заживо или расстреляны немецкой армией и вспомогательным полицейским батальоном. В 1969 году на месте, где находилась деревня, был открыт государственный мемориальный комплекс «Хатынь».

Хатынь стала символом массового уничтожения мирного населения, осуществлявшегося нацистами на оккупированной территории СССР.

Мемориальный комплекс «Тростенец» был возведён на месте одного из самых крупных лагерей смерти Второй мировой войны. По численности жертв этот лагерь занимает четвертое место после печально известных Освенцима, Майданека и Треблинки. Здесь уничтожались мирные жители, военнопленные, а также евреи из других стран. Всего в Тростенце гитлеровцами было замучено, расстреляно и сожжено свыше 206 500 граждан.

 «Мы свято чтим и всегда будем помнить жертв той войны. Пусть этот памятник служит сближению людей во имя идеалов добра и милосердия. Пусть она напоминаем нам, нашим детям, нашим внукам, как важно ценить и оберегать мир и общественное согласие. И пусть он никогда и никому не позволит забыть о том, к каким чудовищным трагедиям приводят идеи нацизма, нетерпимости и стремления навязать свою волю силой оружия» сказал в своём выступлении президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко.

5 января 2022 г. Президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко подписал Закон «О геноциде белорусского народа», которым предусматривается юридическое признание геноцида белорусского народа, совершенного нацистскими преступниками и их пособниками в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период (до 1951 года).

Ссылка на Закон «О геноциде белорусского народа»

https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=H12200146&p1=1

 

 

 

свернуть

Фотовыставка «Поезд Памяти»

Фотовыставка, посвящённая патриотическому проекту «Поезд Памяти». На ней собраны фотографии следования поезда по городам Беларуси и России.

Проект «Поезд Памяти», посвященный Великой Отечественной войне и Году исторической памяти в Беларуси, инициированный главами верхних палат парламентов Беларуси и России – председателем Совета Республики Национального собрания Беларуси Натальей Кочановой и спикером Совета Федерации Федерального собрания России Валентиной Матвиенко, – финальную остановку совершил вчера в Минске на День Независимости.

Участниками патриотического проекта «Поезд Памяти» стали 200 белорусских и российских школьников, по 100 от каждой страны, которые за 15 дней посетили несколько городов двух стран. Школьники ознакомились с основными вехами Великой Отечественной войны, к которым был привязан маршрут движения поезда, состоялись встречи детей с ветеранами, посещение музеев, реконструкции военных событий, просветительные и культурные мероприятия.

«Поезд Памяти» следовал по маршруту Брест–Гродно–Витебск–Смоленск–Ржев–Вязьма–Кубинка–Москва–Санкт-Петербург–Великий Новгород–Псков–Орша–Могилев–Гомель–Минск. На конечную станцию прибыл 3 июля – ко Дню Независимости Беларуси.

«Самое главное — этим проектом мы хотим сохранить историческую память о тех, кто защищал нашу родину в годы ВОВ, кто отдавал свою жизнь, чтобы мы с вами жили в мирном, спокойном государстве, — подчеркнул координатор проекта – председатель Постоянной комиссии Совета Республики по образованию, науке, культуре и социальному развитию Виктор Лискович.

Старт белорусско-российскому патриотическому проекту был дан 22 июня в Брестской крепости. Юные пассажиры приняли участие в митинге-реквиеме, посвященном Дню всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны и геноцида белорусского народа, а на рассвете наблюдали за реконструкцией обороны легендарной цитадели.

В Гродно ребята поезда посетили «Поезд Победы» – интерактивную экспозицию, посвященную подвигу советского народа в годы Великой Отечественной войны.

В очень интересном и познавательном формате участники патриотического проекта – белорусская и российская молодежь – ознакомились и с историей города Орши, которому исполнилось 955 лет, и с ее славным героическим прошлым времен Великой Отечественной войны. Юноши и девушки побывали в мемориальных комплексах «Курган Бессмертия» и «За нашу Советскую Родину!», поучаствовали в мини-инсценировке «В партизанском отряде», посетили местные музеи.

В Москве школьники из Беларуси и России возложили цветы к Могиле Неизвестного Солдата в Александровском саду и минутой молчания почтили память павших. Ребята посетили Кремль, прошлись по Красной площади, оценили экспозицию Музея Победы на Поклонной горе.

Участников «Поезда Памяти» горячо встретили в Санкт Петербурге, Великом Новгороде и Пскове, Новгороде, Смоленске, Ржеве и других городах.

З июля после церемонии возложения венка в мемориальном комплексе «Курган Славы» участники проекта «Поезд Памяти» пообщались с Главой государства.

Александр Лукашенко поблагодарил участников проекта из Беларуси и России: "Молодцы, что откликнулись. Будьте вместе. Это важно, - сказал он. - Ребята, спасибо вам большое. Вы действительно молодцы. И я рад, что спустя много лет (больше 30 лет) наконец-то россияне и белорусы вместе. Вот так вот. Это небольшое количество, но это лучшие, которые проехали в этом поезде. И это символично. Это пример всем другим".

Президент поддержал инициативу, а также предложение молодежи дополнить ансамбль комплекса «Курган Славы» аллеей памятных знаков с капсулами с землей и описанием подвигов городов, награжденных вымпелом «За мужество и стойкость в годы Великой Отечественной войны».

Заместитель председателя Совета Федерации Константин Косачев констатировал: «Проект заслуживает продолжения. Мы будем этот проект реализовывать ежегодно. Каждый раз ребят будет ждать новая программа. В основе всегда будет российско-белорусский проект, потому что маршрут в большинстве своем будет пролегать через наши братские страны».

На следующий год планируется собрать ребят из пяти государств Евразийского экономического союза, на 2024-й – из 10 стран СНГ, а на 2025-й, когда будет 80-летний юбилей Великой Победы, планируется пригласить участников из 15 бывших союзных республик, которые одержали победу над фашизмом.

 

свернуть

Обзорная экскурсия по музейной комнате «Моя Оршанщина»

Вступление

 «Из истории обновлённой музейной комнаты «Моя Оршанщина».

 

Музейная комната «Моя Оршанщина» до современного вида прошла долгий, но очень интересный путь.

Но обо всём по порядку.

 

Из летописи школы.

Строительство школы началось в 1970 году. Стройку ВЕДУТ СУ – 41 и СУ – 170. Средняя школа №17 – первенец 9-ой пятилетки.

29 августа 1971 года состоялось торжественное открытие школы. 1230 учащихся, 35 классов, 165 первоклассников, 64 учителя, родители, представители общественных организаций, горкома партии, горисполкома, шефы, строители во главе с директором Фоминой Айей Васильевной праздновали день рождения средней школы № 17.

А через 3 года 27 июня 1974 года приказом директора Фоминой А. В. и в год 30-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков на базе средней школы №17 был открыт краеведческий музей. На церемонии открытия музея присутствовало 48 ветеранов Великой Отечественной войны, принимавших участие в освобождении города, среди которых 2 Героя Советского Союза – Барыков Геннадий Иванович И. и Юрченко Антон  Степанович. 

 

 

В музее было 4 основных раздела:

  • Историческое прошлое;
  • Природа Оршанщины;
  • Этнография;
  • История освобождения города в годы Великой Отечественной войны.

Музей просуществовал до 2017 года. Особый вклад в развитие музея внесли директор школа Татьяна Михайловна Кузьменкова и бывшая завуч по воспитательной работе Наталья Анатольевна Марковская.

31 мая 2017 года по решению педагогического совета была создана музейная комната «Моя Оршанщина». Решение о переводе музея в статус музейной комнаты было принято на основании того, что отсутствовало помещение для фондохранилища, значительная часть предметов (фотографии и материалы стендов) была ошибочно включена в состав основного фонда.

В музейной комнате к основным разделам «Историческое прошлое города», «Природа Оршанщины», «Этнография Оршанщины», «Освобождение города в годы Великой Отечественной войны» был добавлен раздел «Шаг в бессмертие», в котором собраны материалы об воинах-афганцах, которые погибли, выполняя интернациональный долг. Среди них – выпускник нашей школы Игорь Павлович Орлов.

Таким образом, музейная комната просуществовала до октября 2019 года. 25 октября 2019 года решением уполномоченной комиссии музейная комната «Моя Оршанщина» была закрыта в связи с проведением ремонтных работ.

С этого момента начался 3-тий этап в развитии музейной деятельности в нашей школе. Для музейной комнаты был выделен новый кабинет на 3-ем этаже школы площадью 23,2 м.кв., планировалась полная реконструкция экспозиции музейной комнаты. Новый руководитель музейной комнаты Дударева Марина Сергеевна, имея был опыт работы в музее нашего города, внесла новые идеи в реконструкцию музейной комнаты. Был проведён основательный косметический ремонт; смоделирована, закуплена и установлена новая мебель с экспозиционными полками и шкафами для хранения экспонатов вспомогательного фонда. Для оптимизации пространства в выставочных целях были задействованы подоконники. Предусмотрела зона для сменной экспозиции. На окна установлены рулонные шторы, которые защищают помещение и экспонаты от прямых солнечных лучей, но не затемняли пространство. Предусмотрено место для телевизионной установки.

Обновлённая музейная комната «Моя Оршанщина» сохранила прежние разделы, за исключение раздела «Природа Оршанщины».

Торжественное открытие музейной комнаты «Моя Оршанщина» состоялось 31 марта 2022 года.

  

Основная часть.

 

Раздел «Историческое прошлое города».

Предметы быта горожан конца 19 - начала 20 веков дают нам представление о городской культуре Беларуси данного периода времени. У нас собраны предметы, которые находили более частое применение в повседневности горожан.

Утюг.

Мы привыкли к современному утюгу: лёгкому, из пластика. Но раньше утюги были совсем другими. Существовало очень много приспособлений для глажения, с которыми мы в повседневной жизни не сталкиваемся, и уже про них забыли.

Первым устройством для глажения белья, был плоский тяжелый камень. На наскальных рисунках древних ацтеков процесс глажения запечатлён так: одежду расстилали на ровной поверхности, придавливали сверху камнем и оставляли на время под этим прессом.

В России бытовал способом глажки с помощью рубеля и валька. У нас в Беларуси и нашей музейной комнате также есть эти приспособления в разделе «Этнография» под названием «Качалка верхняя» и «Качалка нижняя».

Утюг с горящими углями внутри появился лишь в середине XVIII века.

До этого одежду гладили инструментом очень похожим на большую сковородку.

Самым близким предшественником современного утюга была жаровня с углями.

Выглядела она практически так же, как обычная сковородка: внутрь чугунной жаровни с ручкой закладывались горячие угли и такой своеобразной «сковородой» начинали водить по одежде. Ясное дело, что этот «утюг» не отличался удобством и безопасностью: работать с его помощью было неловко, искры и мелкие угольки то и дело вылетали из жаровни, оставляя на одежде опалины и дырки.

Утюги со сменной ручкой.

Со временем стали пользоваться двумя утюгами: пока один нагревался на печке, другим гладили. Самые простые утюги — нагревательные. Перед употреблением чугунные монолиты разогревали в печи. Утюги для ткани весили по-разному: от одного до 10 килограммов.

Угольные утюги.

На смену жаровне с ручкой пришёл паровой утюг. Угли в нём помещались внутрь корпуса и закрывались крышкой, а сверху, для лучшей тяги, пристраивали трубу. Чтобы угли лучше грели, делали специальные отверстия по бокам. Размахивая таким утюгом вперёд и назад, усиливали вентиляцию.

Эти утюги не отличались удобством и безопасностью: искры и мелкие угольки то и дело вылетали из жаровни, оставляя на одежде опалины и дырки.

Для лучшей тяги по бокам делали отверстия, иногда утюг даже снабжался трубой. Чтобы снова разжечь уже остывшие угли, в отверстия дули, либо размахивали утюгом из стороны в сторону. Поскольку утюги были тяжёлыми, глажка превращалась в настоящее силовое упражнение для мышц рук.

  

 

Следующий интересный предмет нашей комнаты – керосинавая лампа.

Керосиновая лампа — светильник, работающий на основе сгорания керосина. Была популярна в XIX — начале XX века.

Конструкция керосиновой лампы: в металлической емкости налит керосин, в который погружают фитиль. Другой конец фитиля используют для зажигания лампы. В качестве дополнительной тяги и защиты от ветра фитиль накрывается стеклянной колбой.

В наше время керосиновые лампы используются в качестве аварийных на случай отключения электроэнергии, туристами, а также в декоративных целях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самовар тульский.

Самовар – устройство для приготовления кипятка. Сам варит – отсюда и название.

Своим появлением самовар обязан чаю. В Россию чай был завезён в 17 веке и использовался как лекарство для богатых. А в 19 веке чай стал русским национальным напитком.

На Руси самовар считался символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

В производстве участвовало семь специалистов.

1.Наводильщик - сгибал и спаивал медный лист, выделывал из него соответствующую форму. За неделю он мог сделать 6-8 заготовок.

2.Лудильщик - вылуживал оловом внутреннюю часть самовара. В день он мог сделать 60-100 штук.

3.Токарь - точил и полировал самовар с помощью специального станка. В день получалось сделать до 12 штук.

4.Слесарь - изготавливал комплектующие (краны, ручки, ножки).

5.Сборщик - из отдельных частей он собирал самовар, припаивал ножки, краны. За неделю он собирал до 24 самоваров.

6.Чистильщик - мог очистить до 10 самоваров в день.

7.Токарь по дереву - занимался изготовлением деревянных шишечек к крышкам.

Детали делали по домам, только сборка и отделка проходила на фабриках.

Тульский самовар, вмещавший 250 литров воды и весивший 100 кг, был изготовлен в 1922 году в подарок председателю ВЦИКа Калинину. Вода вскипала 40 минут и остывала два дня. На тот момент этот самовар был самым большим в мире.

 

В нашей музейной комнате имеются 2 самовара из Тулы. На одном экземпляре выгравирована надпись «Тула, И. М. Батышевъ». Высота самовара 41 см.

 

  

Печатная машинка «Варшава»

Принцип работы пишущих машинок заключается в нанесении символов на бумагу при помощи специальных рычагов, заканчивающихся площадками с металлическими или пластиковыми литерами.

При нажатии соответствующей клавиши рычаг ударяет по пропитанной чернилами ленте оставляя, таким образом, отпечаток литеры на подводимом листе бумаги.

 

Телефонный аппарат дисковый

 Появлением дискового аппарата мир обязан паранойе гробовщика из Канзас-Сити по имени Алмон Строуджер.

Во время очередного кризиса он решил, что уменьшение количества его клиентуры связано с тем, что подкупленная телефонистка соединяет всех звонящих в контору Строуджера с его конкурентами. Прав он был или нет, история умалчивает, однако, чтобы обезопасить себя, гробовщик начал искать способ звонить без участия посредников.

После шести лет работы над этим проектом, в 1897 г. компания Алмона Строуджера представила миру первый действующий дисковый телефон, чем заслужил титул «Отца всех АТС» (автоматичемких телефонных станций).

Успех его изобретения был колоссален, и вскоре компания гробовщика стала серьезным конкурентом фирме Белла.

Однако Строуджер к тому времени охладел к своей идее. Выгодно продав свои патенты, он удалился на покой.

Первые модели дискового телефона не имели отверстий для пальцев. Вместо них на аппарате присутствовали специальные зубцы. Лишь с 1902 г. появились привычные отверстия, и на тот момент они занимали почти всю окружность диска.. выпустили около 52,5 млн экз. книг, что составляло половину совокупного тиража российского 

 

 

 

 

 

 

 

Структура книгоиздательской сети России начала XX в. была весьма неоднородной. С одной стороны, отмечалось ежегодное увеличение числа населенных пунктов, где имелись печатные заведения. В то же время в 1909 г. из тысяч городов в стране насчитывалось не более 25-30 издательских центров, причем только в пяти городах (Петербург, Москва, Киев, Одесса и Варшава) действовали свыше тысячи издательств. При этом имелось 310 более или менее значительных предприятий, которые в 1909 г. выпустили около 52,5 млн экз. книг, что составляло половину совокупного тиража российского книгоиздания.

 

В нашей музейной комнате имеются редкие издания:

«Важнейшие темы» Киев, типография П.  Барского Крещатик № 29, 1909 г.

А. О. Писемский «Массоны» С.- Петербург, Москватипография «Товарищества М. О. Вольф» 1896 г.

. Е. Свеншиков «Князь Серебрянный» Москва, типография «Культура», 1917 г.

а также Газета «Искра», 1900 г.,

Газета «Правда»  1912 г.,  Газета «Пионер Беларуси»    1949 г.

 

 

 

 

 

Очень ценно!

 

 

 

Зуб мамонта

 

Оказывается, у мамонтов было всего 4 зуба, и выглядят эти зубы, как произведение искусства.

У мамонта было всего по одному зубу на каждой половине челюсти. Но природа решила, что ему больше и не нужно: ведь он не ест мясо, и ему не нужны клыки, чтобы убивать добычу и разделять ее на части; резцы, чтобы отрывать куски; и коренные зубы, чтобы пережёвывать мясо.

 

 

Мамонт питался травой и листьями с деревьев, которые он захватывал хоботом и отправлял в рот (по сути, как нынешние слоны). Поэтому его зубы очень сильно отличаются от зубов многих других видов нынешних животных.

Вес зуба мамонта достигал 6-8 кг, а с корнями – больше 8 кг, длина каждого зуба – 30 см и более. Зубы у мамонтов время от времени менялись, когда достигали сильного износа, и происходило это до 6 раз за жизнь животного.

 

К сожалению, наш зуб расколот на 2 части.

 

 

 

 

 

 

 

 

Каменный меч и ножницы для стрижки овец.

 

   

 

Особое место в нашей музейной комнате занимают музыкальные экспонаты, давно забытые, но известные нам.

Патефон.

Когда же и кто изобрёл патефон? 

В 1907 году французская фирма братьев Пате открыла в Москве фабрику, выпускавшую совершенно необычайные граммофоны. Мембрана их располагалась не вертикально, а горизонтально по отношению к диску, имевшему поистине гигантские размеры — полметра в диаметре! От этих аппаратов вскоре осталось одно название — патефон, перешедшее к аппаратам более совершенной конструкции. Они из поющей тумбы превратились в небольшой квадратный ящик, затем в портативный чемодан, вобравший в себя не раз, осмеянный в газетах широкий раструб — рупор. Таким люди постарше и помнят патефон — младшую и самую распространенную модель граммофона Берлинера.

 

В 1907 году один из братьев, Гильон Кеммлер (Kemmler), попробовал разместить громоздкий рупор граммофона внутри. И у него это получилось! Созданные новые аппараты стали также называться «патефонами».  От названия французской фирмы - производителя «Пате» и слова «фон» в переводе на русский – звук.

  Патефоны той поры были механическими и приводились в действие посредством пружины. Почти в каждой семье был такой аппарат.  Все устройство помещалось в относительно легкий, компактный чемоданчик. Это был красивый ящичек, а внутри его приспособления со звукоснимающей головкой и иглой, которая опускалась на пластинку, крутившуюся на специально приспособленной для этого диске. Скорость кручения диска была 78 оборотов в минуту.

Для того, чтобы патефон начал работать, нужно было специальным приспособлением его завести, т. е. закрутить пружину, заставлявшую крутиться диск.  Одного завода хватало на прослушивание одной стороны пластинки. Звук патефона был достаточно громким, потому что уровень громкости не регулировался.  Звук с пластинки снимался посредством иглы, которую приходилось часто менять. Качество звука зависел от степени затупленности иглы. Однако при использовании острых игл пластинка после 10-20 проигрываний становилась малопригодной.

Интересно, что патефоны были дешёвыми и покупались на вес. Иглы хранились в специальном выдвижном отсеке внутри чемоданчика.  Патефон был удобен для переноски. Его можно было брать с собой, держать на руках. С ним ходили в гости, танцевали вместе с патефоном на площадках в парках. Аппарат не требовал подключения к электросети.

 

Домра

Домра – это старинный русский щипковый музыкальный инструмент, обладающий большими выразительными возможностями. Из-за сильного натяжения струн, звук у домры звонкий, но быстро затухающий.

  

Домра – это солнечный домик: слово образовано от ДОМ и РА – Солнце.

Домра старше балалайки. Была распространённым инструментов в России, но во время царствования Алексея Михайловича исчезла. Алексей Михайлович запретил праздновать святки – зимний праздник, связанный с приходом Нового года, а «домры и другие инструменты отнимать, изломать и жечь!»

Около 100 лет назад в Петербурге домру возродил Василий Васильевич Андрее

 

 Аккордеон.

Аккордеон - это клавишный духовой музыкальный инструмент со сложной конструкцией, имеющей более ста деталей.

Аккордеон - популярный инструмент во многих странах мира.

В американских городах: Сент-Пол, Скоки, Детройт и Сан-Франциско аккордеон объявлен официальным инструментом. В Соединенных Штатах насчитывается приблизительно 75 000 человек, умеющих играть на этом инструменте.

В Соединенных Штатах аккордеон поначалу называли «пианино на бретельках».

В Советском Союзе аккордеон был очень популярным инструментом в 30-е годы прошлого столетия.

 

 

 

Раздел «Освобождение города в годы Великой Отечественной войны»

 

Следующий большой раздел экспозиции музейной комнаты «Моя Оршанщина» посвящён теме Великой Отечественной войны и освобождению нашего города. Предметы времён Великой Отечественной войны, которые хранят в себе дух прежних поколений, веру и надежду в наше счастливое будущее, а также память о тех страшных днях и жестоких боях. Словно живые смотрят на нас молодые парни и девчата с фотографий времён Великой Отечественной войны.

Книги Николая Сошникова «Однолюбы», «Неизвестный аптекарь», «Антихристы» и другие с дарственной надписью автора – ценная информационная часть фонда музейной комнаты. «Моя Оршанщина».

  

 

 

621-й ночной бомбардировочный авиационный полк  — воинская часть вооружённых сил СССР в Великой Отечественной войне.

12 ноября 1941 года директива командующего военно-воздушных сил (ВВС) в г. Балашове авиационной школой пилотов был сформирован 621 штурмовой авиационный полк (ШАП) ночных бомбардировщиков на самолётах Р–5.

 

Знамя лётчиков.

 

Советский самолёт-штурмовик ИЛ-2. Конструктор – Сергей Ильюшин.

ИЛ-2 – уникальная боевая машина, не имевшая аналогов. Фашисты называли «Чёрная смерть». Второе название – «Летающий танк».

Самолёт имел броню, мощный мотор и скорострельные авиационные пушки.

1 июля 1941 г. штурмовики Ил-2 приняли боевое крещение на подступах к Березине и Бобруйску. Простая техника пилотирования, мощное вооружение, неуязвимость от огня наземного стрелкового оружия, а частично даже и от огня малокалиберных зенитных пушек, с самого начала войны сделали самолет Ил-2 даже в руках неопытных летчиков грозным средством борьбы с наземными войсками противника, особенно с его танками и мотопехотой.

В первые дни Великой Отечественной войны, используя свои высокие маневренные возможности, вражеские танки и мотопехота наносили массированные удары прежде всего в местах, слабо защищенных наземными противотанковыми средствами. В этих условиях особенно возрастала роль авиации, и то небольшое число самолетов Ил-2, которое тогда имелось в советских ВВС, использовалось для атак в первую очередь на бронетанковые и мотомеханизированные маршевые колонны наступающего противника. Самолеты Ил-2 наносили удары по скоплениям вражеских танков в местах выгрузки и сосредоточения, на марше, на заправке, в предбоевых порядках. Реже применяли штурмовики Ил-2 для уничтожения различных целей (пехоты, артиллерии, отдельных танков, укрепленных рубежей и т. п.) непосредственно на поле боя.

Модель самолёта ИЛ-2 – подарок ветеранов.

На модели нижняя часть закрашена другим цветом, так как она была бронированная.

Китель летчика с орденскими колонками на левой стороне, фуражка И. П. Наймушина, ложка В. П. Зобенко, компас В. П. Зылева, кобура Е. И. Соболева, котелок С. И. Бальникова, сумка полевая – теперь это наше наследие, которое мы обязаны беречь.

 

Ваза декоративная – подарок ветеранов с изображением ветеранов 621 ШАП: Поваркова В. В., Хмелевского В. Б., Илюшина Н. И., Васина И. Ф., Перепечена И. Л. 

    

 

Ещё один подарок ветерана – картина Золотухин К. П. «Курган славы».

 

Письма – треугольники.

Фронтовые письма времён Великой Отечественной войны летели домой без конвертов. Очень мало бумаги было в то время: не было конвертов, марок. Вот и появились такие треугольнички.

Дело в том, что треугольник – одна из самых «жёстких» и устойчивых геометрических фигур. Вот почему многие ваши поделки из бумаги – кораблики, самолётики и шапки – имеют треугольную форму. Потому и фронтовые письма были треугольными: благодаря такой форме они меньше мялись в дороге и не раскрывались во время транспортировки.

Ещё одним преимуществом треугольного письма было то, что его не надо было запечатывать. При сложении прямоугольного листа треугольником внизу оставался небольшой «хвостик». Его заправляли внутрь – и письмо оказывалось закрытым, но не запечатанным. Клей в окопе не найдёшь, да и заклеивать письма всё равно было бесполезно: их ещё должна была проверить военная цензура. Вдруг солдат в письме домой случайно раскроет место расположения своей части, а оно попадёт в руки врагу? Или, например, из дома напишут очень грустные новости, а воину никак нельзя расстраиваться перед боем. Такую информацию проверяющие замазывали чёрными чернилами.

Именно такие письма тогда были самым ценным, что мог принести почтальон, ведь "треугольники" являлись весточкой с фронта от родного человека. Получить солдатский «треугольник» было большим счастьем. А вот писем в конвертах люди с фронта получать боялись, так как в них присылались похоронки или извещения о том, что кто-то пропал без вести. Желающих работать почтальонами было мало, потому что необходимо было приносить людям как хорошие, так и плохие вести.

Сегодня сохранились тысячи подобных писем, которые когда-то во время войны пересылали десятками миллионов. В основном, их можно найти в частных коллекциях и в семьях очевидцев войны, которые бережно хранят пожелтевшие от времени листочки бумаги. 

Есть несколько таких писем и в нашей музейной комнате.

Письма матерям, письма жёнам, подругам…

Сколько тепла, любви, радости и надежды в пожелтевших листочках.

«Я дал тебе немую клятву, а сейчас расскажу про тебя, и расскажу не в 20 строчках, а в сотнях страниц расскажу про тебя, моя старушка - это слова, адресованные матери Сакович Вере Саввичне, проживавшей по адресу г. Орша, ул. 3-я Липейная, д. 4.

 

 

 

 

 

 

Раздел «Шаг в бессмертие»

 

Афганская война... Кто не слышал про эту жестокую, кровопролитную и бессмысленную войну, которая унесла миллионы человеческих жертв.

Афганская война 1979-1989 гг. - вооружённый конфликт между афганскими правительственными и союзными советскими войсками, стремившимися сохранить в Афганистане прокоммунистический режим, с одной стороны, и мусульманским афганским сопротивлением - с другой.

 Главной причиной войны стало иностранное вмешательство в афганский внутриполитический кризис, который был следствием борьбы за власть между местными традиционалистами и лево­радикальными модернистами.

 Борьба велась за полный политический контроль над территорией Афганистана. «Ограниченный контингент» советских войск в Афганистане составлял 100 тыс. военнослужащих. Всего участие в боевых действиях приняли 546 255 советских солдат и офицеров. 71 воин стал Героем Советского Союза. В конфликте также принимали участие вооруженные силы правительства Демократической Республики Афганистан с одной стороны и вооруженная оппозиция (моджахеды, или душманы) - с другой. Моджахедам оказывали поддержку военные специалисты США, ряда европейских стран-членов НАТО, а также пакистанские спецслужбы. В течение 1980-1988 гг. помощь стран Запада моджахедам составила 8,5 млрд долларов, половину из которых предоставили США. Война продолжалась с 25 декабря 1979 г. до 15 февраля 1989 г. (2238 дней).

 

Незаживающей раной в наших сердцах и в вечной памяти Орлов Игорь Павлович, ученик нашей школы.

Родился 30 октября 1964 года в поселке Ранцево Торжокского района Калининской области. в 1973 году семья переехала в Оршу, где Игорь поступил во второй класс средней школы №17. В 1983 году окончил ПТУ № 122 по специальности токарь, оператор станков. Работал токарем на заводе «Красный борец» в Орше.

25 апреля 1984 года Оршанским горвоенкоматом Витебской области призван в ряды Вооруженных Сил (Литва, место Руково).

В октябре 1984 года направлен в Афганистан (войсковая часть полевая почта 35919), был водителем взвода связи парашютно-десантного батальона.

 

Из письма матери «Жду следующей весны, очень жду, хотя эта ещё даже не пришла. Как всё тут уже успело надоесть, даже не столько сама служба, сколько вид этой земли, песок и камни. Вчера, недалеко от машины, вылезло несколько травинок, уже забыл, как она выглядит, а тут среди камней и пыли.»

     

 

23 марта 1985 года, колонна батальона возвращалась на базу под Кабулом. БТР, в котором находился И. П. Орлов, подорвался на мине. Весь экипаж в количестве шести человек погиб.

Похоронен в деревне Савищина Оршанского района Витебской области.

За мужество и героизм награжден орденом Красной Звезды и медалью «Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа».

 

Раздел «Этнография Оршанщины»

С детства человеку прививается гордость за свою своею национальную принадлежность, любивь к своей Родине, знание родного языка, интерес к культуре, историеи своего народа.

   

На протяжении всей истории белорусский народ накапливал и развивал самобытную национальную культуру. Национальная культура - совокупность традиций, обычаев, норм, ценностей и правил поведения, общих для представителей одной нации.

Раздел «Этнография» включает в себя предметы сельского быта, макеты жилищ, национальную одежду и предметы народного искусства (ткачество, вышивка, вязание).

 

Прялка

Раньше в крестьянской избе начинали прясть с детства. Прялка была в деревне в каждом доме и считалась одним из самых почитаемых предметов в доме. Долгими зимними вечерами пряли с их помощью пряжу. Нарядную прялку мастерил добрый молодец в подарок своей невесте, дарил на память муж жене, отец дочери. И потому её старались украсить и сделать особенно нарядной. Прялку – подарок бережно хранили всю жизнь и передавали как великую ценность следующему поколению. Состоит прялка из донца, на котором сидят, лопасти и ножки-стояка. К лопасти привязывали кудель. Во время работы мастерица садилась на донце и скручивала нить из кудели (волокнистого пучка льна или шерсти) на веретено.

Веретено́ — приспособление для прядения пряжи , при помощи которого производится скручивание и наматывание нитей, вытянутых из пучка волокон.

Веретено для ручного прядения — деревянная точёная палочка, оттянутая в остриё к верхнему концу и утолщённая к нижней трети.  Изготавливалось из сухого дерева (чаще из берёзы). Длина веретена от 20 до 80 см.

Рушники.

Это рушники. Мастерицы изготавливали их сами. Ткали вручную. Девочек с самого раннего возраста (с 7-8 лет) обучали данному виду работы, что «не стыдно было в люди отдать», т. е. выдать замуж.  Украшали рушник кружевами да вышивкой. Она была одинаковой, какой узор на одной половинке, точно такой на другой. В своей работе рукодельницы использовали нитки разных цветов: синие, зеленые и т. д. До своего замужества девушка должна была соткать и вышить 40 рушников.

Рушник-это полотенце, но не обычное, ими не только вытирали руки и лицо, а дома украшали, дорогих  гостей встречали.  В старину рушники вышивали узорами и дарили самым близким людям на счастье.  Красовались на рушниках диковинные птицы, травы, расцветали чудесные цветы. Люди верили, что такой вышитый рушник обладает волшебной силой, охраняет благополучие, счастье в семье.

Еще считалось, что вышивка на рушниках оберегает от болезней, поэтому их называли «оберегами», от слова «беречь».

Во время крещения заворачивали ребенка в рушник, который, как считалось, убережет его от чего-то плохого.

С рушником встречали жениха и невесту на свадьбе, чтобы жизнь их была долгой и счастливой.

Развешивали рушники по стенам дома  для защиты от болезней и  бед  Узоры мастерицы составляли из  особых знаков-символов, которые имели определенное значение.

Волна-это вода, круг и ромб - солнце, крест – это огонь, квадрат с точками внутри – засеянное поле.

После экскурсии желаем всех хорошего настроения и предлагаем вытянуть пожелание из «Корзины с предсказаниями»

 

свернуть

Тематическая экскурсия «У каждого времени свои герои»

Тематическая экскурсия

 «У каждого времени свои герои»

 

Цель: воспитание чувства патриотизма и любви к Родине на примере старших поколений, формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности к служению Отечеству и его защите.

 

Задачи:

  • способствовать привитию чувства патриотизма и гордости за свою Родину;
  • содействовать развитию чувства уважения к военной профессии, чувства благодарности людям, прошедшим войну.

  

Место проведения: музейная комната «Моя Оршанщина».

 

Участники: учащиеся VIII-XI классов.

 

Оборудование и оснащение: ноутбук; видеофильмы «Игорь Орлов» и «Афганцы Оршанского района», презентация «Афганистан: незабытая война».

 

 

Ход мероприятия:

 

Строчит пулемет

Поднимается взвод.

Но многие больше не встанут.

И к Родине сын никогда не придет

Из пламени Афганистана.

Здесь горы в бегах

И селенья в снегах,

Горят кишлаки и Кораны.

И выпустит, вряд ли «неверных» Аллах

Из пламени Афганистана.

 

Республика Беларусь – независимое суверенное государство, в котором обеспечены величайшие ценности – мир и стабильность. Благодаря этому мы можем учиться, трудиться, строить жизненные планы и реализовывать их, создавать семьи, воспитывать детей. Но для того чтобы эти ценности сохранять и защищать, в нашей стране создан надежный гарант безопасности это – эффективные, высоко подготовленные, оснащенные современным вооружением и военной техникой Вооруженные Силы, которые признаны одними из самых боеспособных в регионе Восточной Европы и Азии.

‑ Почему 23 февраля – День защитников Отечества и Вооруженных Сил – остается в нашей истории одной из самых ярких дат?

‑ Как вы считаете, почему служба в рядах Вооруженных Сил – это священный долг и почетная обязанность каждого молодого человека Республики Беларусь?

‑ Почему военная служба во все времена была делом чести, школой мужества и самоотверженности?

‑ Как вы думаете, почему в Беларуси не отказались от срочной военной службы?

‑ Какие требования предъявляет современная армия к тем, кто проходит военную службу в ее рядах?

 

 «Афганистан: незабытая война» (презентация)

Ежегодно 15 февраля отмечается День памяти воинов-интернационалистов.

Беларусь всегда будет помнить солдат и офицеров, которые прошли через суровые испытания, проявили самоотверженность и отвагу в «горячих точках» планеты. Цена этого жестокого противостояния – тысячи жизней молодых ребят, слезы матерей, вдов и детей. Память о горькой утрате навсегда останется незаживающей раной для нашего народа.

 

После падения режима талибов была провозглашена современная Республика Афганистан. Несмотря на это, в стране по-прежнему продолжается гражданская война …

.Их целью было построение в Афганистане исламского государства, основанного на законах Шариата.

К 1996 году под их контроль попала большая часть страны. Правление талибов характеризовалось религиозной нетерпимостью. К началу 2002 года режим талибов пал. Но окончательно движение «Талибан» не было сломлено. Основные силы ушли в горные районы Вазиристана, другие перешли к партизанской войне на территории Афганистана и Пакистана.

После вывода советских войск в 1989 году гражданская война не закончилась, а разгорелась с новой силой. В апреле 1992 года повстанцы вошли в Кабул, и Демократическая Республика Афганистан прекратила своё существование. Тем временем на юге страны набирало силу движение «Талибан». Талибы объявили себя защитниками интересов афганского народа. В результате, СССР вмешался в гражданскую войну.  Против советских войск боролись афганские моджахеды. С некоторых пор их стали поддерживать США, Китай и ряд других стран мира, в частности финансово, и помогать оружием. Непрекращающееся сопротивление в конечном итоге склонило руководство СССР к выводу войск из Афганистана.

В апреле 1978 года в Афганистане началась революция, к власти пришла коммунистическая Народно-демократическая партия Афганистана.  Была провозглашена Демократическая Республика Афганистан. В стране началась гражданская война. Советское руководство приняло решение ввести в страну войска, чтобы помочь коммунистическому правительству.

 

- Многие слышали: «Он афганец», «Он воевал в Афганистане», «Он воин-интернационалист». О ком идет речь? Есть ли в вашем окружении те, кто прошел афганскую войну?

 

Знакомство с биографией воина-афганца, выпускника нашей школы Игоря Орлова.

 

Орлов Игорь Павлович родился в 1964 году в посёлке Ранцево Торжокского района Тверской области. В 1980 году окончил среднюю школу №17 г. Орши, в 1983 году – ПТУ №122 в г.Орше. Работал токарем на заводе «Красный борец».

В октябре 1984 года направлен в Афганистан, был водителем взвода связи парашютно-десантного батальона.

 

Рядовой Орлов Игорь Павлович погиб 23 марта 1985 года. Похоронен в деревне Савищено. За мужество и героизм награждён орденом Красной Звезды и медалью «Воину – интернационалисту от благодарного афганского народа».

… В тот день Игорь в составе колоны возвращался на базу под Кабулом. Его машина шла четвёртой, в ней находилось шесть человек, в том числе – начальник штаба батальона. Машина подорвалась на противотанковой мине, все шестеро воинов погибли.

Просмотр видеофильма «Игорь Орлов».

Война свои подарки раздала –

Кому звезду на грудь, кому на холмик,

Кого – то развенчала до догола,

А кто-то вписан в жизни многотомник

Пусть десять или двадцать лет пройдет.

И время врачевать умеет раны.

Давайте помнить тех, кто не придет.

Нельзя нам забывать Афганистан.

 

МИНУТА МОЛЧАНИЯ (предлагаем почтить минутой молчания всех погибших воинов-интернационалистов).

 

 

 

свернуть

Тематическая экскурсия «621 штурмовой авиационный полк. Они освобождали Оршу»  

ЦЕЛЬ:

 Формирование патриотического сознания, осознанного интереса к изучению истории родного города.

ЗАДАЧИ:

1.                 Познакомить подростков с военно-историческими событиями, связанными с освобождением Орши в годы Великой Отечественной войны.

2.                 Способствовать повышению интереса к отечественной истории.

3.                 Создать условия для формирования у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности к своей Родине.

 

Музыкальная заставка

День Победы, как он был от нас далёк,

 Как в костре потухшем таял уголёк.

Были вёрсты, обгорелые, в пыли, —

Этот день мы приближали как могли.

 

Этот день мы приближали как могли…

«Мы» - это значит работники тыла, партизаны, подпольщики, и, конечно же, - солдаты действующей «Красной Армии». Среди них лётчики 621 Штурмового Авиационного Полка, принимавшие участие в освобождении Орши.  Командир - Анкудинов Павел Ефимович.

    

 Его подчинённые, которых он очень ценил: Первушин В. Г., Машников А. Н., Храмов М. Г., Самотугин И. И.

 

 

 Ил-2

 

Все они летали на знаменитом советском самолёте-штурмовике -  Ил-2 (конструктор – Сергей Ильюшин). (Посмотрите на модель этого самолёта, её подарили ветераны нашему музею).

 

 

Ил-2 являлся уникальной боевой машиной, не имевшей аналогов ни в одной из воевавших тогда стран. Эти самолёты фашисты называли «черная смерть», потому что они уничтожали артиллерию, минометы, сеяли смерть в стане врага, расчищая путь нашей пехоте.

Второе их прозвище - «Летающий танк». Обратите внимание на модель – нижняя поверхность самолёта закрашена другим цветом. Дело в том, что она была бронированная. Самолёт имел броню, мощный мотор и скорострельные авиационные пушки.

1 июля 1941 г. штурмовики Ил-2 приняли боевое крещение на подступах к Березине и Бобруйску. Простая техника пилотирования, мощное вооружение, неуязвимость от огня наземного стрелкового оружия, а частично даже и от огня малокалиберных зенитных пушек, с самого начала войны сделали самолет Ил-2 даже в руках неопытных летчиков грозным средством борьбы с наземными войсками противника, особенно с его танками и мотопехотой.

В первые дни Великой Отечественной войны, используя свои высокие маневренные возможности, вражеские танки и мотопехота наносили массированные удары прежде всего в местах, слабо защищенных наземными противотанковыми средствами. В этих условиях особенно возрастала роль авиации, и то небольшое число самолетов Ил-2, которое тогда имелось в советских ВВС, использовалось для атак в первую очередь на бронетанковые и мотомеханизированные маршевые колонны наступающего противника. Самолеты Ил-2 наносили удары по скоплениям вражеских танков в местах выгрузки и сосредоточения, на марше, на заправке, в предбоевых порядках. Реже применяли штурмовики Ил-2 для уничтожения различных целей (пехоты, артиллерии, отдельных танков, укрепленных рубежей и т. п.) непосредственно на поле боя.

Практика боевой работы штурмовиков Ил-2 в первые дни войны показала, что отлично подготовленный летчик при условии удачного выхода на цель с дистанции 300-400 м боекомплектом ракетных снарядов поражает в среднем два танка, летчик с хорошей подготовкой — один-два танка и с удовлетворительной — не больше одного танка. Летчики доносили, что действие ракетных снарядов у цели очень эффективно, особенно при прямом попадании. Экипажи танков не выдерживали атаки ракетными снарядами и, остановив танки, покидали их на время атаки.

Боевой опыт вскрыл и существенный недостаток самолета, который задолго до этого предвидел С. В. Ильюшин, - его уязвимость от атак вражеских истребителей сзади. Одновременно летчики отмечали исключительную живучесть самолета Ил-2, надежность бронекорпуса, хорошо защищавшего пилота, двигатель и топливные баки. Для защиты от нападения истребителей противника одноместные штурмовики Ил-2 стали применять тактику нанесения ударов по наземным целям из так называемого свободного круга с дистанцией между самолетами 150-500 м. При появлении вражеских истребителей свободный круг быстро перестраивался в замкнутый оборонительный круг, в котором впереди идущий Ил-2 прикрывался мощным огнем наступательного вооружения сзади летящего самолета. Постепенно формировались и другие тактические приемы борьбы штурмовиков с истребителями.[1]

 

Фуражка офицера Наймушина И.П.

 

Когда мы говорим о военнослужащих – мы сразу представляем людей в форме, а самой важной частью формы, на мой взгляд, является – головной убор. Это - фуражка офицера Наймушина И.П.

Фуражка - это предмет, который мы видим каждый день, существует почти в неизменном виде уже 200 лет.

 Впервые она появилась в армиях 18 века как головной убор при повседневной форме одежды у солдат - фуражиров (отсюда и название – фуражка), но форму имела совсем другую. Была в форме колпака с цветным околышем. Свой нынешний вид она получила именно в Российской армии. У нижних чинов она была без козырька (отсюда и пошло название – “бескозырка”, позже называли “солдатский блин”), а у офицеров и чиновников с лакированным козырьком. После победы Русского оружия в Отечественной войне 1812 года и освобождения Европы от Бонапарта, русская фуражка вошла постепенно в моду во всех европейских странах, а к концу 19 века и во всем мире. Больше ста лет русские солдаты носили бескозырку, до начала войны 1914 года. А во флоте она так и осталась бескозыркой, только ленточка добавилась.

Цвета околыша, тульи и выпушек был всех цветов радуги, в зависимости от рода войск, полков, батальонов и рот. У нижних чинов на околыше нашивался из шнурка номер роты или эскадрона. Позднее, сначала у офицеров, а потом и у нижних чинов, на околыше появилась овальная кокарда.

По фуражке всегда можно безошибочно определить принадлежность военнослужащего к роду войск, его положение.

Думаете это просто

Так, например: Зеленая фуражка – пехота, черная - флот, синяя, как вы, наверное, догадались, - авиация.

А чем мог заниматься офицер Наймушин в 621 Штурмовом авиационном полку, если носил зелёную фуражку с красным околышем?

Он был офицером ремонтно-технических войск.

 

 

 

Линейка навигационная.

Навигационная линейка НЛ-10М является счетным инструментом летчика и штурмана и предназначена для выполнения необходимых расчетов при подготовке к по­лету и в полете. Подобные линейки изобретены и использовались на истребителях во время второй мировой войны.

Эта линейка была выпущена в 1941 году и принадлежала Борису Михайловичу Луговиеру, лётчику 621 ШАП (узнали мы это благодаря надписи на линейке)

Линейка состоит из корпуса и визирки.

Линейкой можно пользоваться одной рукой.

Линейка может определять в градусах истинный, магнитный и компасный курс. Линейка может быстро определять местоположение самолёта, т.е. широту и долготу.

 

 

 5. Котелок лётчика 621 ШАП - Бальникова Сергея Ивановича

Такие вот простые вещи, как котелок или солдатская каска, могут многое нам рассказать о жизни солдат.

 

На столе, в музее школьном,

Среди воинских наград

Котелок лежит без ручки,

Подарил его солдат.

 

Он на нем четыре года

Для себя- не для веков-

Выцарапывал названья

Взятых с бою городов...

 

Простой военный котелок -

Походный друг солдата.

С ним отступал он на восток

И наступал на запад.

 

Он не забыл последний бой,

Походные обеды

И тех, кто не пришел домой,

И кто пришел с Победой!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Котелок лётчика 621 ШАП - Бальникова Сергея Ивановича

 

 

 

 

В нашей музейной комнате хранится редкий документ – 9882 номер газеты “Правда”, которая была напечатана в четверг 10 мая 1945г. Это была газета, которая сообщила о самом долгожданном событии – о Победе в Великой Отечественной войне. Обращение Сталина к народу:

«Товарищи! Соотечественники и соотечественницы!

Наступил великий день победы над Германией. Фашистская Германия, поставленная на колени Красной Армией и войсками наших союзников, признала себя побеждённой и объявила безоговорочную капитуляцию.

7 мая был подписан в городе Реймсе предварительный протокол капитуляции. 8 мая представители немецкого главнокомандования в присутствии представителей Верховного Командования союзных войск и Верховного Главнокомандования советских войск подписали в Берлине окончательный акт капитуляции, исполнение которого началось с 24 часов 8 мая.

Зная волчью повадку немецких заправил, считающих договора и соглашения пустой бумажкой, мы не имеем основания верить им на слово. Однако сегодня с утра немецкие войска во исполнение акта капитуляции стали в массовом порядке складывать оружие и сдаваться в плен нашим войскам. Это уже не пустая бумажка. Это — действительная капитуляция вооружённых сил Германии. Правда, одна группа немецких войск в районе Чехословакии всё ещё уклоняется от капитуляции. Но я надеюсь, что Красной Армии удастся привести её в чувство.

Теперь мы можем с полным основанием заявить, что наступил исторический день окончательного разгрома Германии, день великой победы нашего народа над германским империализмом.

Великие жертвы, принесённые нами во имя свободы и независимости нашей Родины, неисчислимые лишения и страдания, пережитые нашим народом в ходе войны, напряжённый труд в тылу и на фронте, отданный на алтарь отечества, — не прошли даром и увенчались полной победой над врагом. Вековая борьба славянских народов за своё существование и свою независимость окончилась победой над немецкими захватчиками и немецкой тиранией.

Отныне над Европой будет развеваться великое знамя свободы народов и мира между народами.

Три года назад Гитлер всенародно заявил, что в его задачи входит расчленение Советского Союза и отрыв от него Кавказа, Украины, Белоруссии, Прибалтики и других областей. Он прямо заявил: «Мы уничтожим Россию, чтобы она больше никогда не смогла подняться». Это было три года назад. Но сумасбродным идеям Гитлера не суждено было сбыться, — ход войны развеял их в прах. На деле получилось нечто прямо противоположное тому, о чём бредили гитлеровцы. Германия разбита наголову. Германские войска капитулируют. Советский Союз торжествует победу, хотя он и не собирается ни расчленять, ни уничтожать Германию.

Товарищи! Великая Отечественная война завершилась нашей полной победой. Период войны в Европе кончился. Начался период мирного развития.

С победой вас, мои дорогие соотечественники и соотечественницы!

СЛАВА НАШЕЙ ГЕРОИЧЕСКОЙ КРАСНОЙ АРМИИ, ОТСТОЯВШЕЙ НЕЗАВИСИМОСТЬ НАШЕЙ РОДИНЫ И ЗАВОЕВАВШЕЙ ПОБЕДУ НАД ВРАГОМ!

СЛАВА НАШЕМУ ВЕЛИКОМУ НАРОДУ, НАРОДУ-ПОБЕДИТЕЛЮ!

ВЕЧНАЯ СЛАВА ГЕРОЯМ, ПАВШИМ В БОЯХ С ВРАГОМ И ОТДАВШИМ СВОЮ ЖИЗНЬ ЗА СВОБОДУ И СЧАСТЬЕ НАШЕГО НАРОДА!»

 

 

 

И напоследок вы можете оставить послание со словами благодарности солдату той войны, лётчику 621 Штурмового авиационного полка в письме – треугольнике.

 

 

 

свернуть