РУС БЕЛ ENG

Родительский университет

План реализации проекта "Родительский университет"

01.09.2022

План

мероприятий

ГУО «Средняя школа № 17 г. Орши»

по реализации республиканского проекта

«Родительский университет»

на 2022-2023 учебный год

 

Цель деятельности родительского университета

ЦЕЛЬ: повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства.

 

ЗАДАЧИ:

1.Формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувств ответственности за выполнение родительских функций.

2.Формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания, содействие семейных отношений навыков самообразования родителей.

3.Обесепечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической помощи и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

4.Организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования.

I четверть

№ п/п

Название раздела, темы занятий

Сроки проведения

Форма проведения

Ответственные исполнители

Сентябрь

1.

Психологическая адаптация учащихся к школе. Трудности адаптации пятиклассников к школе

07.09

консультация

 

 

 

 

Педагог-психолог

Борисовская Е.Н.

2.

Психологические факторы развития и воспитания ребенка в семье (6 кл.)

13.09

лекция

3.

Личностные особенности младших школьников (4кл)

19.09

лекция

4.

Личностные особенности и особенности общения (9 кл)

24.09

конференция ZOOM

5.

Психологические особенности 13-14-летних подростков (7кл)

27.09

беседа

6.

Меры наказания и поощрения в современной семье (6кл)

09.09.

консультация

 

 

Педагог социальный Кулешова В.С.

7.

Безопасность подростков в сети интернет (7кл)

17.09

информационный стенд

8.

Профилактика правонарушений подростков (8 кл)

21.09

консультация

9.

Формирование здорового образа жизни (9 кл)

30.09

беседа

10.

Организация режима дня школьника (1,5 кл)

07.09

информационный стенд

 

 

 

Педагог социальный Теплякова Ю.Д.

11.

 Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника (1 кл)

13.09

консультация

12.

Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников (2,5 кл)

20.09

беседа

13.

 Компьютер дома: польза или вред? (3,4 кл)

27.09

информационный стенд

14.

Общешкольное родительское собрание (1-11 кл)

 

28.09

 

Классные руководители, санстанция, инспектор ДПС и другие

Октябрь

1.

Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребенка (2 кл)

05.10

консультация

Педагог-психолог

Борисовская Е.Н.

2.

Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей (8 кл)

15.10

лекция

3.

Ответственность родителей за воспитание детей (5 кл)

19.10

беседа

4.

Агрессивное поведение: как помочь ребенку? (4 кл)

27.10

практикум

5.

Влияние семьи на выбор профессии (9 кл)

08.10

консультация

 

 

Педагог социальный Кулешова В.С.

6.

Как уберечь ребенка от зависимостей (10 кл)

14.10

Беседа

7.

Закон и ответственность несовершеннолетних (11 кл)

21.10

круглый стол

8.

Смартфон: что смотрит ваш ребенок (1-5 кл)

06.10

беседа

 

 

Педагог социальный Теплякова Ю.Д.

9.

Как правильно организовать работу ребенка за компьютером (3,4 кл)

11.10

практикум

10.

Организация свободного времени школьника (2-5 кл)

20.10

беседа

11.

Друзья в жизни ребенка (1-3 кл)

26.10

круглый стол

12.

Родительское собрание «Время кризиса. Переход из начальной школы в среднюю» (5 кл)

«Профилактика насилия в семье» (1-11 кл)

 

лекция

Педагог-психолог

Борисовская Е.Н.

 

II четверть

Ноябрь

Особенности юношеской любви. Культура поведения влюбленных (10 кл)

16.11

консультация

Педагог-психолог

Борисовская Е.Н.

Психологические причины неуспеваемости школьников и их предупреждение (3 кл)

26.11

беседа

Межличностное общение подростков (6 кл)

04.11

консультация

Педагог социальный Кулешова В.С.

Мальчики и девочки: как строить взаимоотношения (7 кл)

11.11

информационный стенд

Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов (1-4 кл)

03.11

консультация

Педагог социальный Теплякова Ю.Д.

Декабрь

Особенности межличностного общения. Самооценка младших школьников (3 кл)

06.12

консультация

Педагог-психолог

Борисовская Е.Н.

 

 

Особенности виктимного поведения (поведения «жертвы») (8 кл)

20.12

практикум

Рискованное поведение подростков (профилактика ЗППП) (10,11 кл)

30.12

консультация

Педагог социальный Кулешова В.С.

Конфликты в детско-родительских отношениях (5 кл)

13.12

консультация

Педагог социальный Теплякова Ю.Д.

Семейные ценности и традиции в воспитании ребёнка (1-5 кл)

26.12

информационный стенд

Общешкольное родительское собрание

14.12

 

Классные руководители, санстанция, инспектор ДПС и другие

Родительское собрание «Отклоняющееся поведение подростков. Роль родителей в предупреждении отклоняющего поведения»

14.12

лекция

Педагог-психолог

Борисовская Е.Н.

 

 

III четверть

Январь

Трудности переходного возраста (6 кл) (Ссылка)

28.01

консультация

Педагог-психолог

Борисовская Е.Н.

Трудности переходного возраста (8 кл) (Ссылка)

21.01

беседа

Педагог социальный Кулешова В.С.

Как помочь ребенку правильно распределить свое время? (1-3 кл) (Ссылка)

05.01

лекция

Педагог социальный Теплякова Ю.Д.

Февраль

Влияние семейного воспитания на формирование у подростков ценности репродуктивного здоровья (10 кл)
(Ссылка)

26.02

лекция

Педагог-психолог

Борисовская Е.Н.

Самоопределения подростка (10 кл) (Ссылка)

11.02

беседа

Педагог социальный Кулешова В.С.

Родительский авторитет: какой он? (4,5 кл)

(Ссылка)

26.02

круглый стол

Педагог социальный Теплякова Ю.Д.

Март

Профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях  (6 кл) (Ссылка)

02.03

практикум

Педагог-психолог

Борисовская Е.Н.

Суицид среди несовершеннолетних. Профилактика суицидального поведения  (8кл)

11.03

консультация

Как уберечь ребенка от насилия (8 кл) (Ссылка)

04.03

беседа

Педагог социальный Кулешова В.С.

Причины зависимого поведения ребёнка (4,5 кл) (Ссылка)

12.03

лекция

Педагог социальный Теплякова Ю.Д.

Общешкольное родительское собрание

20.03-25.03

 

Классные руководители, санстанция, инспектор ДПС и другие

 

IV четверть

Апрель

1.

Влияние семьи на выбор профессии подростка (9 кл)

22.04

дискуссия

Педагог-психолог

Борисовская Е.Н.

2.

Школьные конфликты (6 кл)

30.04

консультация

3.

Как помочь ребенку правильно выбрать профессию (11 кл)

15.04

консультация

Педагог социальный Кулешова В.С.

4.

Профилактика вредных привычек (10 кл)

28.04

беседа

5.

 Развод как психотравмирующий фактор для ребенка (1-5 кл)

20.04

лекция

Педагог социальный Теплякова Ю.Д.

6.

Мир ценностей современного ребенка (3-5 кл)

30.04

круглый стол

Май

1.

Профилактика экзаменационного стресса (11 кл)

14.05

консультация

Педагог-психолог

Борисовская Е.Н.

2.

Межличностное общение подростков (5 кл)

19.05

информационный стенд

3.

Организация досуга старшеклассников (10 кл)

28.05

консультация

Педагог социальный Кулешова В.С.

4.

Занятость в летний период (7 кл)

19.05

беседа

5.

Опасность неорганизованного времяпрепровождения детей (1-5 кл)

19.05

консультация

Педагог социальный Теплякова Ю.Д.

6.

Правила безопасного поведения летом (1-5 кл)

28.05

практикум

7.

Общешкольное родительское собрание

22.05 – 31.05

лекция

Классные руководители, санстанция, инспектор ДПС и другие

8.

Родительское собрание «Пути выбора профессии. Помощь семьи в профессиональном самоопределении учащегося»

22.05 – 31.05

лекция

Педагог-психолог

Борисовская Е.Н.

свернуть

Родительское собрание. Как уберечь ребенка от насилия

 

Насилие - это принуждение, неволя, действие стеснительное, обидное, незаконное, своевольное.

Насилие в семье - это вид отношений между близкими людьми, когда один притесняет другого или причиняет ему какой-либо ущерб. Существует еще другое определение: под семейным насилием понимают систематические агрессивные и враждебные действия в отношении членов семьи, в результате чего объекту насилия могут быть причинены вред, травма, унижение или иногда смерть.

В отношении детей выделяют следующие виды насилия:

1.Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость, запущенность) - это отсутствие со стороны родителей элементарной о нем заботы, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза здоровью и развитию ребенка.

2.Психическое /эмоциональное/- это умышленное унижение чести и достоинства одного члена семьи другим или подростками, моральные угрозы, оскорбления, шантаж и т.п.

3.Экономическое- это попытки лишения одним взрослым членом семьи другого возможности распоряжаться семейным бюджетом, иметь средства и право распоряжаться ими по своему усмотрению, экономическое давление на несовершеннолетних и т.п.

4.Сексуальное- это посягательство какого-то члена семьи, а также подростков на половую неприкосновенность другого, в частности сексуального характера по отношению к несовершеннолетним членам семьи. Это вовлечение ребенка с его согласия и без него в сексуальные действия со взрослыми. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает основания считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия. Иногда сексуальное насилие рассматривают как разновидность физического насилия.

5.Физическое- это умышленное нанесение вреда здоровью, причинение физической боли, лишение свободы, жилья, пищи, одежды и других нормальных условий жизни, а также уклонение родителей несовершеннолетних детей от заботы об уходе, здоровье, безопасности.

Как проявляется то или иное насилие?

1.Запугивание и угрозы- внушение страха криком, жестами, мимикой; угрозы физического наказания милицией, спецшколой, богом; проявление насилия над животными; угрозы бросить ребенка или отнять его, лишить денег и др.

2.Изоляция- постоянный контроль за тем, что делает ребенок, с кем дружат, встречаются, разговаривают; запрет на общение с близкими людьми, посещение зрелищных мероприятий и др.

3.Физическое наказание- избиение, пощечины, истязания, таскание за волосы, щипание и др.

4.Эмоциональное(психическое) насилие - не только запугивание, угрозы, изоляция, но и унижение чувства собственного достоинства и чести, словесные оскорбления, грубость; внушение мысли, что ребенок - самый худший, а женщина - плохая мать или жена, унижение в присутствии других людей; постоянная критика в адрес ребенка или женщины и др.

Причины возникновения насилия в семье многочисленны. Среди них можно выделить две группы: одна причины, находящиеся в самой семье, во взаимоотношениях между ее членами; другая - вне семьи. Одна группа причин нередко порождает другую. Чаще всего насилие совершается в стрессовой ситуации. За последние годы наблюдается рост различных видов насилия и в благополучных семьях.

Внешние причины насилия:

-распространение в обществе алкоголизма, наркомании;

-кризис морали;

-кризис культуры;

-влияние СМИ, постоянно демонстрирующих сцены насилия над личностью, картины террористических актов, акты вандализма, садизма и др.

Причины возникновения насилия, лежащие в самой семье: материальные трудности; наличие в семье безработного; нерешенная жилищная проблема; алкоголизм и пьянство среди членов семьи; наличие наркоманов в семье; неполная семья; отчим или мачеха в семье; ребенок-инвалид или с проблемами со здоровьем; нежеланный ребенок; трудный ребенок; снятие многих моральных запретов; семейные конфликты; самоутверждение за счет слабых; культ жестокости,

Домашнее насилие - это повторяющийся с увеличением частоты цикл: физического, словесного, духовного и экономического оскорбления с целью контроля, запугивания, внушения чувства страха. Это ситуации, в которых один человек контролирует или пытается контролировать поведение и чувства другого. Внутри семейного насилия как обобщенной категории существуют более специфические категории, определяемые природой отношений между обидчиком и жертвой, а также условиями их жизни.

Виды насилия над детьми и влияние на детей.

Физическое насилие - действия или отсутствие действий со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое или умственное здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой повреждения. Например, телесные наказания, удары ладонью, пинки, царапанье, ожоги, удушение, грубые хватания, толкание, плевки, применение палки, ремня, ножа, пистолета и т.д.

Влияние на ребенка (поведенческие и психологические индикаторы):

-при повреждении любых органов тела происходит нарушения в органах чувств, задержка развития, малоподвижность;

-дети могут становиться агрессивными, тревожными, что сказывается на их отношении с другими людьми;

-могут быть необычайно стеснительными, нелюбопытными, избегать сверстников, бояться взрослых и играть только с маленькими детьми, а не с ровесниками;

-страх физического контакта, боязнь идти домой;

-тревога, когда плачут другие дети, тики, сосание пальцев, раскачивание.

 Отсутствие заботы о детях

 - невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, жилье, медицинском обслуживании, присмотре. Влияние на ребенка:

-не растет, не набирает подходящего веса или теряет вес. Ребенок постоянно голодает, попрошайничает или крадет пищу;

-брошенный, без присмотра, не имеет подходящей одежды, жилища;

-нет прививок, нуждается в услугах зубного врача, плохая гигиена кожи;

-не ходит в школу, прогуливает школу, приходит в школу слишком рано и уходит из нее слишком поздно;

-устает, апатичен, отклонения в поведении, вандализм.

    Эмоционально дурное обращение с детьми (психическое насилие):

-обвинение в адрес ребенка (брань, крики);

-принижение его успехов, унижение его достоинства;

-отвержение ребенка;

-длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей;

-принуждение к одиночеству;

-совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям;

-задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста (у дошкольников и младших школьников);

-импульсивность, взрывчатость, вредные привычки (сосание пальцев, вырывание волос), злость;

-попытки совершения самоубийства, потеря смысла жизни, цели в жизни (у подростков);

-уступчивость, податливость;

-ночные кошмары, нарушения сна, страхи темноты, боязнь людей, их гнева;

-депрессии, печаль, беспомощность, безнадежность, заторможенность.

Сексуальное насилие над детьми- любой контакт или взаимодействие между ребенком и человеком, старше его по возрасту, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции. Это:

-ласка, эротизированная забота;

-демонстрация половых органов, использование ребенка для сексуальной стимуляции взрослого;

-изнасилование с применением силы, орально-генитальный контакт;

-сексуальная эксплуатация (порнографические фотографии с детьми);

-проституция.  

Влияние на ребенка:

-ребенок обнаруживает странные (причудливые), слишком сложные или необычные сексуальные познания или действия;

-может сексуально приставать к детям, подросткам, взрослым;

-может жаловаться на зуд, воспаление, боль в области гениталий;

-может жаловаться на физическое нездоровье;

-девочка может забеременеть;

-ребенок может заболеть болезнями, передающимися половым путем;

-скрывает свой секрет (сексуальные отношения со взрослыми или со сверстником) из-за беспомощности и привыкания, а также угрозы со стороны обидчика.

-Если хотя бы на один из этих пунктов есть ответ "да", то необходимо обратиться за помощью. ЕСЛИ РЕБЕНОК (ПОДРОСТОК) ГОВОРИТ ВАМ, ЧТО ПОДВЕРГАЕТСЯ НАСИЛИЮ, ТО:

-поверьте ему. Он не будет лгать о пережитом издевательстве, особенно если он рассказывает очень эмоционально, с подробностями, эмоции соответствуют пережитому состоянию;

-не осуждайте его. Ведь совершил насилие другой человек, а пострадал ваш ребенок;

-внимательно, спокойно и терпеливо выслушайте его, показывая, что понимаете всю тяжесть его страдания;

-не преуменьшайте его боли, говоря, что "не случилось ничего страшного, все пройдет…";

-не отвергайте его: если он, обратившись к вам, встретит осуждение, страх, гнев, то это может нанести ему более глубокую рану, чем само насилие.

Как помочь детям разобраться с их чувствами?

-Дети показывают свои страдания и волнения при помощи своего поведения - сверхчувствительного, замкнутого или шаловливого. Дайте ребенку дополнительную поддержку, подбодрите его/её и будьте терпимыми, когда он/она находится в стрессовом состоянии.

-Будьте чуткими к чувствам, которые ребенок вербально или невербально выражает.

-Помогите детям научиться говорить о своих чувствах вместо того, чтобы ребенок просто замкнулся, научите разрешать проблемы словесно, а не физическим методом.

-Проводите беседы о чувствах, выражая Ваши собственные переживания, замечайте чувства ребенка ("Мне становится грустно, когда я спорю со своими друзьями, возможно и тебе тоже").

-Детей младшего возраста необходимо научить понимать свои чувства. Это помогает им войти в эмоции, более точно распознать их и справиться с ними. (Ребёнку младшего возраста: "Думаю, что ты плачешь потому, что ты устал(а)" или "Я знаю, что Джоан забрала твой мяч и тебя это расстроило").

-Помогите детям научиться успокаиваться самостоятельно, когда они расстроены. Например, иногда ребенку постарше необходимо просто немного времени побыть одному.

-Убедите ребёнка, что у всех детей возникают реакции на определенные ситуации ("Иногда дети пугаются и это нормально", "если что-то не работает, это тебя раздражает").

-Иногда детям легче ответить на комментарий, чем на прямой вопрос, если что-то не так. ("Ги, ты выглядишь немного расстроенным. Наверно, ты думаешь о своей мамочке").

-Бывает так, что детям легче комментировать чувства ребенка в контексте чувств большинства детей ("Большинству детей становится страшно и грустно, когда их папа и мама ссорятся").

Педагог-психолог Е.Н. Борисовская

 

 

свернуть

Родительское собрание. Зависимое поведение, его причины, факторы риска

 

Зависимое поведение - один из типов девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путём искусственного изменения своего психического состояния посредством приёма некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития интенсивных эмоций.

В широком смысле под зависимостью понимают «стремление полагаться на кого-то или что-то в целях получения удовлетворения или адаптации».

Степень тяжести аддиктивного поведения может быть различной: от практически нормального поведения до тяжёлых форм зависимости, сопровождающихся выраженными соматической и психической патологиями.

Типы аддиктивного поведения:

- Химическую зависимость – курение, алкоголизм, наркозависимость;

- Компьютерную – когда есть привязанность к компьютерным играм, чатам, социальным сетям;

- Пищевую – часто вызывает «заедание» стресса или попытки поощрять себя за пережитое;

- Информационную – также может быть сопряжена с играми, соцсетями. Подросток не может находиться наедине с собой, ему нужен фоновый шум телевизора, постоянная болтовня с друзьями, переписка в мессенджерах;

- Эмоциональную – эту зависимость ребенок может испытывать к кому угодно, в том числе к родителям, особенно если они проявляли гиперопеку или наоборот, игнорировали его потребности.

Выделяются следующие психологические особенности лиц с аддиктивными формами поведения:

-  в поведенческой сфере: эгоцентризм, избегание решений проблем, преимущественно однотипный способ реагирования на фрустрацию и трудности, неуверенность в себе, высокий уровень притязаний, низкая самокритичность;

- в аффективной сфере: эмоциональная лабильность, низкая толерантность, быстрое возникновение тревоги и депрессии, сниженная или нестабильная самооценка, появление социофобии, агрессивность;

- искажение мотивационно-потребностной сферы: блокировка потребности в защищённости, самоутверждении, свободе, принадлежность к временной перспективе;

- наличие когнитивных искажений, увеличивающих дисгармонию личности, «аффективная логика»: произвольное отражение – «Я – неудачник», «Я – супермен»; селективная выборка – «Меня никто не любит, потому что я плохо учусь»; сверхраспространённость – «Все наркоманы, так как принимают лекарства»; абсолютное мышление – «Всё или ничего», «Мир чёрный или белый»; персонализация – «Эта реплика не случайна, она относится ко мне».

Формирование зависимой личности

В процессе развития ребенок остается здоровым, если сохраняется разумное равновесие между самосохранением и познанием нового. Входить в мир, сталкиваясь с опасностями и вероятными разочарованиями, подросток должен при поддержке родителей.

Если поддержки развития самостоятельности нет, есть игнорирование со стороны родителя/лей или гиперопека, различные проявления домашнего насилия – все эти воспитательные нарушения  способствуют развитию зависимости у подростка.

- Гиперопека. Все потребности ребенка удовлетворяются, а сам он ничего не делает, не умеет и не может. Зато он начинает влиять на родителя, который все это выполнял, учится им манипулировать и требовать от него делать все и дальше. Сталкиваясь же с остальным социумом, подросток осознает, что больше под его влияние никто не подпадает, поэтому накапливается много стресса, который он и старается снять различными способами. В том числе и наркотиками.

- Кумир семьи – тип воспитания, встречающийся чаще, когда ребенок долгожданный или поздний, появляется у взрослых родителей (или же у одинокой матери). Вырастающий эгоист вымещает агрессию на близких, не имеет совести, чувства вины, ощущает свою безнаказанность и мнит себя центром вселенной.

- Игнорирование и насилие. Чувство стыда, ужаса, паники, бессилия – все это ощущает подросток из-за отсутствия внимания, игнорирования его потребностей, психологического, эмоционального, сексуального, физического, финансового насилия со стороны родственников и близких. Зависимость у подростков на такой подоплеке формируется из-за попытки утешить себя.

- Пример для подражания. Прием наркотиков статусных, значимых для подростка людей (музыкантов, актеров), а также наблюдение, что прием психоактивных веществ у знакомых сопровождается улучшением настроения – это толкает детей к приему наркотиков. Они хотят относить себя к группе избранных (референтной группе).

Портрет зависимого подростка

- Ребенок слаб, пассивен, мягок, уступчив, у него преобладает чувство вины;

- Выраженная чувствительность и нерешительность. Он мнителен, боится, стесняется, не может принимать решения, и перекладывает это на других. Очень зависим от мнения окружающих, много фантазирует, глубоко привязывается, стремится к союзничеству и сотрудничеству, но мало общается;

- Капризный, лживый, любящий демонстрационное поведение подросток, который много драматизирует и потакает своим слабостям;

- Низкая мотивация, незрелость в эмоциональном плане, поиски покровителей и защитников;

- Желание занять пассивную, страдательную роль, переживать глубоко внутри;

- Желание уйти в вымышленный «идеальный» мир, потому что приспособиться к реалиям и коллективам у него нет смелости и сил. Зависимость от психоактивных веществ открывает подростку окно в другую реальность;

- Агрессивность, алчность, тревожность, перепады настроения враждебность,. Депрессия, ипохондричность, импульсивность.

Лучшая методика недопущения приобщения подростков к алкоголю, наркотикам и табакокурению - профилактика. Конечно, не все представленные ниже способы легко воплощаются, но в совокупности они дают реальный положительный результат. Несколько правил, позволяющих предотвратить потребление психоактивных веществ (ПАВ) вашим ребенком

  1. Общайтесь друг с другом.Общение - основная человеческая потребность, особенно для родителей и детей. В общении со взрослыми дети перенимают их способы воспринимать мир и реагировать на разные ситуации. Отсутствие общения с вами заставляет его обращаться к другим людям, которые могли бы с ним поговорить о чем-то, старайтесь быть инициатором откровенного, открытого общения со своим ребенком.
  2. Выслушивайте друг друга.Умение слушать - основа эффективного общения, но делать это не так легко, как может показаться со стороны. Умение слушать означает:

- быть внимательным к ребенку;

- выслушивать его точку зрения;

- уделять внимание взглядам и чувствам ребенка, не споря с ним.

Демонстрируйте вашу заинтересованность в том, что он вам рассказывает. Например, спросите: "А что было дальше?" или "Расскажи мне об этом..." или "Что ты об этом думаешь?". Не спрашивайте только о школе и его оценках, в подростковом возрасте кроме школы у подростка открывается целый мир переживаний.

  1. Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас находятся ваши дети.Подростку часто кажется, что его проблемы никто и никогда не переживал. Детям полезно услышать, что вы когда-то проходили те же трудности, с которыми сейчас сталкиваются и они.
  2. Ставьте себя на его место.Было бы хорошо показать, что вы осознаете, насколько ему по-настоящему сложно. Часто взрослые обесценивают проблемы своих детей и считают их несерьезными.
  3. Проводите время вместе.Очень важно, когда родители умеют вместе заниматься спортом, музыкой, рисованием или иным способом устраивать с ребенком совместный досуг или вашу совместную деятельность. Это необязательно должно быть нечто особенное. Пусть это будет поход в кино, на стадион, на рыбалку, за грибами или просто совместный просмотр телевизионных передач. Для ребенка важно иметь интересы, которые будут самым действенным средством защиты от табака, алкоголя и наркотиков.
  4. Дружите с его друзьями.Очень часто ребенок впервые пробует ПАВ в кругу друзей. Порой друзья оказывают огромное влияние на поступки вашего ребенка. Именно от окружения во многом зависит поведение детей, их отношение к старшим, к своим обязанностям, к школе и так далее.

Поэтому важно в этот период постараться ближе узнать его друзей, возможно принять участие в организации их совместного досуга, то есть привлечь их к занятиям спортом либо творчеством, даже путем внесения денежной платы за таких ребят, если они из неблагополучных семей. Таким образом вы окажете помощь не только другим детям, но в первую очередь своему ребенку.

  1. Помните, что ваш ребенок уникален.Любой ребенок хочет чувствовать себя значимым, особенным и нужным. Вы можете помочь своему ребенку развить положительные качества и в дальнейшем опираться на них. Когда ребенок чувствует, что достиг чего-то и вы радуетесь его достижениям, повышается уровень его самооценки.
  2. Общайтесь с ним чаще как со взрослым.Представьте, что будет с вами, если 37 раз в сутки к вам будут обращаться в повелительном тоне, 42 раза - в увещевательном, 50 - в обвинительном? Ребенку нужен отдых от приказаний, распоряжений, уговоров, похвал, порицаний.
  3. Подавайте пример. Алкоголь, табак и медицинские препараты используются многими людьми. Конечно, употребление любого из вышеуказанных веществ законно, но здесь очень важен родительский пример. Родительское пристрастие к алкоголю и декларируемый запрет на него для детей дает повод обвинить вас в неискренности, в "двойной морали". Помните, что ваше употребление так называемых разрешенных психоактивных веществ открывает дверь детям и для "запрещенных".

 

 

Педагог-психолог Е.Н. Борисовская

 

свернуть

Родительское собрание. Особенности адаптационного периода при переходе в 5 класс. Время кризиса: переход из начальной школы в среднюю

Некоторые родители, неудовлетворенные учебой и поведением ребенка в начальной школе, возлагают большие надежды на переход в среднюю школу, полагая, что именно в пятом классе все начнется понастоящему. И эти родительские ожидания вольно или невольно передаются детям. Ребенок тоже начинает ждать «новой жизни». 

Действительно, обучение в средней школе происходит более интенсивно и требует от учащихся большей самостоятельности. Однако не следует ожидать от перехода в среднюю школу слишком многого. Обучение в пятом классе опирается на базу навыков и знаний, полученных в начальной школе.

Переход учащихся из начальной школы в среднюю справедливо считается кризисным периодом. Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.

Часто внешние изменения совпадают по времени с началом физиологических изменений в организме детей. Все это в первую очередь отражается на качестве успеваемости (например, отличник в начальной школе вдруг в пятом классе начинает получать четверки и тройки). Хотя бывает и так, что ребенок, еле-еле учившийся в начальных классах на тройки, вдруг становится твердым хорошистом.

Можно ли избежать серьезных проблем с учебой при переходе в среднюю школу? Опыт показывает, что можно. Но для этого необходимо учитывать все факторы, влияющие на качество обучения в пятом классе.

Привычка к контролю

В начальной школе учащиеся всегда находятся в поле зрения педагога, который контролирует степень их готовности к очередному уроку, помогает урегулировать конфликтные ситуации с другими учителями (например, ребенок забыл физкультурную форму, не принес альбом). Учитель начальных классов находится в тесном контакте с родителями. Он внимательно следит за тем, чтобы вся необходимая информация была записана в дневник и доведена до их сведения.

В средней школе дети оказываются предоставленными сами себе. Они должны самостоятельно переходить из кабинета в кабинет, готовиться к урокам, и очень часто им приходится самостоятельно решать вопросы с учителями. Опоздать на урок, забыть какую-нибудь учебную принадлежность, не сделать задание — все это становится более серьезным проступком, чем в начальной школе.

С классным руководителем пятиклассники встречаются только на уроках, которые он ведет, и на редких, к сожалению, классных часах. Естественно, что и родители не могут быть в курсе всего происходящего в школе.

Получается, что учащиеся, которые еще вчера были под постоянным контролем со стороны учителя и родителей, теперь должны совмещать учебные и организационные стороны школьной жизни. 

Некоторые дети в силу своих психологических особенностей не готовы к подобной самостоятельности, они испытывают растерянность, все время все путают и забывают, не могут сосредоточиться на учебе. Другие дети настолько привыкли к постоянному контролю со стороны взрослых, что неспособны самостоятельно организовать собственную школьную жизнь. Все это, естественно, ведет к снижению успеваемости.

На первом месте - форма 

С одной стороны, при переходе в среднюю школу мало что меняется: ребенка окружают те же одноклассники, в расписании указаны в основном уже знакомые предметы, а первые недели обучения посвящены повторению пройденного в начальной школе.

Он продолжает приходить в то же время в то же здание, ему задают домашние задания, так же спрашивают на уроках и ставят оценки.

Но, с другой стороны, занятия теперь проходят в новом кабинете, а часто — и в разных кабинетах. В расписании появились названия незнакомых предметов (ботаника, физика, история). И самое главное — каждый предмет ведет новый учитель.

Каждый учитель по-своему реагирует на происходящее в классе и предъявляет ученикам определенные требования. Например, для одного шум во время урока может быть естественным фоном его объяснений, а другой строго наказывает за малейшее отвлечение. Ребенку необходимо время, чтобы привыкнуть и научиться вести себя в соответствии с требованиями.

Следует помнить, что и учитель должен привыкнуть к классу, настроиться на работу с ним. Многие учителя, которые берут пятый класс, до этого работали с выпускниками — взрослыми, самостоятельными учениками, а теперь также вынуждены привыкать к тому, что их новые подопечные нуждаются в дополнительном контроле, напоминаниях. Они могут рассуждать о серьезных вещах и терять одежду, учебники, забывать, в каком кабинете следующий урок и как зовут их учителя.

Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года. В это время и может наблюдаться некоторый спад успеваемости, так как дети скорее заняты изучением формы, нежели содержания учебной деятельности.

Начать с начала

Как и любой кризис, переход в среднюю школу имеет и свои положительные стороны. Новая учебная ситуация позволяет преодолеть сложившиеся в начальной школе стереотипы.

Основной особенностью перехода в пятый класс, как уже говорилось, является смена учителей. Все предметы теперь ведут разные преподаватели. И хотя это создает определенные трудности, в то же время появление нового учителя всегда шанс для ребенка построить свои взаимоотношения с предметом по-новому.

Именно в пятом классе школьник получает возможность начать свою учебную жизнь сначала. Ученик с закрепившейся репутацией троечника или двоечника может стать хорошистом и даже отличником.

Многие старшеклассники вспоминают, что именно в пятом классе у них обнаружился интерес к тому или иному предмету, который не только способствовал повышению качества их обучения в 

Причины неуспеваемости

Кроме рассмотренных специфических причин, влияющих на качество успеваемости в пятом классе, существуют и другие, характерные не только для этого возраста.

Физиологические изменения

Переход в среднюю школу может совпасть с началом физиологических изменений в организме ребенка. Ребенок начинает расти, становится плаксивым, все время хочет спать. Следствием этих явлений являются рассеянность, ослабление памяти, внимания. Естественно, что для адаптации ребенку в такой ситуации требуется больше времени.

Неуверенность в себе

Сформировавшись однажды, неуверенность в себе, в своих способностях «переходит» с ребенком из класса в класс. Ребенок как бы заранее считает, что у него ничего не выйдет, и даже не решается пробовать.

Причиной такой неуверенности в себе могут быть повышенная тревожность, давление со стороны близких, их излишняя требовательность, боязнь не оправдать ожиданий.

Неуверенность в себе может особенно сильно проявляться в переходном возрасте. Ребенок начинает критически относиться к себе и своим успехам, своей внешности и способностям чего-либо достичь. У многих подростков наблюдается резкое падение самооценки. 

Помочь ребенку преодолеть эти трудности, почувствовать себя успешным и компетентным можно, только разобравшись в их причинах.

Личные проблемы

Резкое ухудшение качества обучения может быть связано с личными проблемами ребенка: поссорился с другом, влюбился, проблемы в семье и т.д. Знание того, что тревожит ребенка, поможет с терпением и пониманием отнестись к его неуспеваемости. Иногда достаточно переждать какое-то

время, и все войдет в колею, а иногда необходима поддержка и помощь специалиста — психолога.

Отсутствие способностей

Скорее речь идет об отсутствии у ребенка каких-то выдающихся способностей, на что надеялись родители. Но в пятом классе появляются новые предметы, и у ребенка есть возможность проявить себя в совершенно новых сферах. 

Отсутствие интереса

Очень частое явление — ребенок плохо учится, потому что ему неинтересно. Причины могут быть разные: постоянные неудачи, плохие отношения с учителем или сверстниками, личные проблемы. Иногда ребенок заявляет, что ему неинтересно учиться, потому что он не понимает, как то, что они изучают в школе, может пригодиться ему в жизни.

Объяснения, что потом это тебе точно пригодится или что учиться надо для общего развития, в этом случае не годятся. Но родители могут постараться наглядно показать ребенку смысл изучения того или иного предмета. Жизнь постоянно ставит перед человеком задачи, требующие применения школьных знаний: например, без таблицы умножения очень сложно сосчитать, сколько денег понадобится на покупку продуктов. А знание алфавита помогает ориентироваться в каталогах и энциклопедиях.

Разгадывание кроссвордов требует наличия определенных знаний на уровне школьной программы (географии, истории, литературы). Можно попросить у ребенка помощи, вместе с ним поискать ответ в учебниках.

Отправляясь с детьми в путешествие или просто добираясь из одного конца города в другой, можно предложить им рассчитать скорость движения или пройденное расстояние.

Когда кто-то из родных или знакомых собирается в путешествие, обсудите, как ему одеться и на какой климат рассчитывать, какие традиции надо будет соблюдать.

Собственный огород или даже цветы на подоконнике — хороший практикум по ботанике и даже генетике (в прошлом году цвели красные и

белые гвоздики, а теперь из собранных с них семян почему-то выросли розовые).

А обсуждение различных кинотрюков продемонстрирует необходимость знания физических законов. 

 

Общие рекомендации

Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем.

Если в семье произошли какие-то события, повлиявшие на психологическое состояние ребенка (развод, отъезд в долгую командировку кого-то из родителей, рождение еще одного ребенка и т.д.) сообщите об этом классному руководителю. Именно изменениями в семейной жизни часто объясняются внезапные перемены в поведении детей.

Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов.

Помогите ребенку выучить имена новых учителей, предложите ему описать их, отметить какие-то особые черты.

Посоветуйте ребенку в затруднительных ситуациях обращаться за помощью к классному руководителю.

Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребенка, если в период обучения в начальной школе он привык к вашему контролю. Приучайте его к самостоятельности постепенно: он должен сам собирать портфель, звонить одноклассникам и спрашивать уроки, делать часть домашних заданий на продленке.

Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание.

 

Педагог-психолог  Е.Н. Борисовская

свернуть